Встреча с читателями 24.09.2000. Стенограмма, часть 3 |
Молчавшая часть зала после перерыва перешла к активной деятельности и встретила начало второй части достаточно острыми вопросами. Вопрос (Алексей Буданов): У меня три вопроса. Первый, почему Вы живете в Америке? Второй, как Вы соотносите, то, что Вы пишите очень много книг, а Толкиен написал только одну и обессмертил свое имя? И последний, Вы только что рассказывали, как в последних книгах, Россию захватывают иностранные войска и тому подобное. Вы что не верите в доблесть русского народа? Ник Перумов: Ну начнем с третьего вопроса. Я написал эту книгу в Далласе, в Америке. Я смотрел на русских людей оказавшихся там. И горечь моя, пошла от того, что я с ужасом понял, что, оказавшись там, перед этой силой, мы не сплотились. Я работал в университете, где 10% американцев, остальные, интернационал, со всего света. Русские, китайцы, индусы, филиппинцы, японцы, кого только нет. Есть братство китайских студентов, один за всех, все за одного, стеной стоят. Тоже самое у индусов. Только русские друг друга топят, давят, подсиживают, пишут друг на друга доносы. Я говорил, о том состоянии, которое видел сейчас и отразил, то, что видел. Я был бы безумно счастлив полностью сменить свой взгляд на этот вопрос. Если бы я, не был настроен определенным образом к моей стране, я бы не писал «Русский меч» и «Выпарь железо из крови». Эти книги написаны именно от лица повстанцев, тех, кто сражаются и гибнут, хотя им доказывают, что этого делать не надо. «Выпарь железо из крови», это вещь все - таки оптимистическая, с верой в Силу народа. Вместе с этой книгой и я менял свои взгляды, не под действием коньюктруры, а как результат собственной духовной работы. Человек, который закостенел в чем-то одном, это плохо. Теперь, что касается обилия книг. Я скажу честно, я не смог бы работать над одной книгой пятьдесят лет. Более того, я не знаю хорошо ли это, ведь мы так и не получили авторского «Сильмариллиона». Это черновики, которые собрал Кристофер с помощью Гая Гэбриэла Кея, ныне известного фантаста, опубликовал, и вот мы имеем «Сильмариллион». Я собрал все двенадцать томов Истории Средиземья, я прочел их от корки до корки, пытаясь понять чего, он пытался добиться, где великий смысл этой грандиозной пятидесятипятилетней работы талантливейшего человека. И возможно я скажу крамольную вещь, но я считаю, что он просто губил свой талант. Потому что долг автора, в один прекрасный момент сказать себе «Стоп». «Как есть, так и есть, это должно быть напечатано, если я хочу, что бы мои читатели это прочитали». Профессор Толкиен этого не сделал. Я могу только гадать, о причинах, которые побудили его так поступить, но факт есть факт. Имя свое он бесспорно обессмертил. Но передо мной не стоит такой задачи. Вопрос (Алексей Буданов): В чем же тогда писательский смысл? Ник Перумов: Писательский смысл отнюдь не в обессмерчивании имени, это гордыня, что есть смертный грех! Мне кажется, что смысл писательской работы, в том, что бы людям, взявшим в руки книгу, стало легче, что бы тяжесть этого мира не так давило на их плечи. Я не считаю, что «Поэт в России больше чем поэт», очень мало людей готовых и достойных что бы учить, я думаю, за всю историю человечества их было несколько человек. Я никого учить не могу. Я могу только рассказать какую-то историю, которая мне кажется интересной. Все книги я пишу в первую очередь для себя. Если бы я их писал для денег, то мне не надо было бы браться за «Техномагию», я бы прекрасно существовал, выпекая продолжения «Хроник Хьерварда». При определенном набитии руки, это делать совсем не трудно. Кроме того, я мог бы прекрасно жить, сочиняя всякие псевдонимные вещи. |
Вопрос: А почему в некоторые ваши книги очень сильно отличаются языком написания, как будто писал не один человек? Ник Перумов: Ну я могу только сказать, что писал один человек. И кстати интересный момент, я считаю, что стиль «Кольца Тьмы» достаточно неряшлив. Во многих местах он достаточно не аккуратен, например я открываю книгу и вижу, что вот это предложение достаточно неуклюжее, корявое. Но как говорил персонаж книги «Собака на сене»: «Но песня с Вами не согласна». Объективная статистика говорит о том, что книга востребована. То, что книги покупаются, это для меня единственный критерий того, что они интересны людям, что они читаются. Сколько людей столько и мнений, я получил много писем, где мне говорили, что стиль «Кольца Тьмы» ужасен, Stylus написал бы лучше. И такое мнение имеет право на существование. Это тот самый классический случай. Когда одному нравиться поп, другому попадья, третьему попова дочь, а четвертому и вовсе свиной хрящ. И теперь по поводу первого вопроса. В США, я уехал в 98-ом году, когда случились известные события. Когда гонорары за книги упали в 6-8 раз. Будучи вчера в ДК имени Крупской и разговаривая с директором книжной ярмарки, человеком который занимается книжным бизнесом, чуть ли не с 70-ых годов. Я его спросил, что было в августе 98-го года. Он мне ответил, что оборот рынка упал в четыре раза. А значит, выпуск литературы упал в 5-6 раз. Оптовики блокируют заказы, издатели в ужасе режут все проекты. Тогда все просто остановилось как класс. Сейчас этот бизнес стал подниматься, но еще не достиг уровня зимы 98-го года. Я был четыре года профессиональным литератором, то есть зарабатывал деньги своим творчеством, могу сказать, что первую зиму мне приходилось заниматься псевдонимщиной, о которой я не хочу говорить и никогда не опубликую и не считаю даже своей. Это была хорошая школа, но я чувствовал, что я сам себя втаптываю в грязь. Возвращаться к этому я не хочу, категорически. Второй момент, тоже очень важный. Это как говорил мне мой дед: «Нельзя превращать хобби в свою профессию». Как только то чем вы занимаетесь ради удовольствия, ради внутренней гармонии становиться вашей работой, и вы начинаете считать, вот сегодня я написал столько-то страниц, я заработал столько-то рублей. Прикидывать сколько романов мне хватит на шубу жене или на новую мебель. Это смерть автора. К сожалению, моя институтская специальность здесь оказалась не востребована, наука в России, уничтожена. Люди, которые работают в академических институтах это герои- подвижники. Мой отец, доктор наук, ведущий научный сотрудник получает в ленинградском институте ядерной физики, зарплату в 800 рублей. И то не каждый месяц. Со стажем работы с пятьдесят какого-то года. И так получилось, что моя профессия востребована там. Как я уже говорил, там работает интернационал, это не американская наука, это уже наука мировая, только расположенная и финансируемая Америкой. Но публикующаяся для всего мира. И если я вернусь сюда, к чему я стремлюсь, я все равно буду работать или иметь какое-то дело, я не хотел бы превращать свое хобби в средство зарабатывания денег. Вопрос: Если я не ошибаюсь, в цикле «Я, Всеслав», Вы не упомянули «Молоты Китежа»? Ник Перумов: Да, я не упомянул «Молоты Китежа», потому что я не уверен насчет этой вещи. Смысл там такой, что Всеслав с героиней «Выпарь железо из крови» террористкой Соней, попадают в потаенный град Китеж. А девушка она убитая, но не знает об этом. Она кричит кузнецам: «Чтож вы тут сидите, сволочи. Бросайте все, потому, что если от этой страны ничего не останется, то ваш город не будет иметь смысла, и вся ваша священная работа, ничто». В ответ она слышит: «Люди - неважно, города - неважно. Люди родятся новые, города отстроятся, леса вырастут. Главное сохранить эту землю, которая есть основа всего». Тут нужно провести черту. То, что говорят персонажи, не есть авторская позиция. Вот такой роман, который не до конца сформировался, и я не уверен, пойдет ли он в окончательный текст. Вопрос: Вы пишете, что Всеслав - хранитель Русской земли. А у других земель, что, нет хранителей? Ник Перумов: Есть на Земле такие исторические области, у которых есть свои хранители. У Англии король Артур, у Франции Жанна д`Арк. Вопрос: А Вы не думаете писать о хранителях других земель? Ник Перумов: Нет. Это как-то от меня далеко. Я могу представить, о чем могли бы говорить Всеслав и Орлеанская Дева. Вообще идея хорошая, это некая глобализация миропостроения. Хорошая мысль, хорошее замечание, которое, возможно, будет принято. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
[Фантастика] | |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки |
|Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть |
©2001 Дизайн В.Савватеев, Дм.Ватолин © 1997-2001 Материалы и советы Н. Перумов © 2000 Материал Цитадель Олмера © 2001 Верстка, подготовка: Сергей Черняев © 2001 Русская фантастика. |