Встреча с читателями 24.09.2000. Стенограмма, часть 1 |
Стенограмма встречи с Ником Перумовым Цитадель Олмера. - 2000 Встреча началась с очереди за автографами. Затем Ник решил, что для контакта с аудиторией, лучше говорить стоя перед первым рядом, а не сидя за столом. Ник Перумов: Во-первых, спасибо всем, кто пришел. Пришли истинно лучшие люди, собрались настоящие читатели, что невероятно для меня важно, это огромное событие. Вы потратили свое время, что прийти и поговорить, и в такие моменты, я чувствую свою колоссальную ответственность за то, что я делаю, за то, что я пишу. Вы уж простите за такие красивые слова, но в одной из моих книг герой говорит героине:«Наша душа состоит из высоких слов и чувств, только мы их стесняемся произносить вслух». Я постараюсь предвосхитить некоторые вопросы, которые, возможно, прозвучат, вначале как бы такой FAQ. Повторяющийся уже многие годы вопрос: «Где «Тысяча лет Хрофта» и «Раб Неназываемого?» Я должен к своему стыду признаться, что эти книги существуют в виде демо-версий. В 1991-92 годах, когда писался Хьервард, это была серьезная задумка все это воплотить в жизнь, «Раб Неназываемого» должен был стать четвертым романом цикла, а «Тысяча Лет Хрофта» неким связующим звеном, между всеми этими книгами. Но писатели - народ увлекающийся, и я, к сожалению, увлекся другими проектами, недописанным «Адамантом Хенны», присутствующий здесь Олмер был свидетелем того как это писалось, читал чуть ли не по главе. К сожалению, эти две книги так и остались в виде набросков. Многие годы я вынужден был отвечать на эти вопросы: «Скорее всего, я их никогда не напишу». Но некоторое время назад, я вернулся к этим книгам. Постарался переосмыслить их сюжет и сделать что-то более интересное. Я обещал сегодня не только отвечать на вопросы, но и рассказать что-то, чего никто и никогда не слышал и то, что существует только в черновиках. Я думаю, что это может быть рассказ, о том, что должен был описывать роман «Раб Неназываемого». Есть желание слушать?(Дружные кивки и нестройные выкрики «Да!») Отлично, тогда я сразу же попрошу не бить автора ногами, ибо это только пересказ сюжетной линии большого романа. Предыдущие три книги цикла рассказывали о Северном, Восточном и Западном Хьерварде, пропустили мы Южный. Именно там и должно было разворачиваться действие романа. Некое королевство, где умирает старый король, державший страну и вассалов в железном кулаке, его место должен занять старший сын, человек мягкий, добрый и совсем не склонный к делам управления. У него есть младшие брат и сестра. Сестра - полная его противоположность, сильная натура, а младший брат - совсем еще подросток. Опуская перипетии дворцовых интриг, скажу лишь, что сестра задумывает государственный переворот и успешно его осуществляет, прибегнув к помощи потусторонних сил. Государство оказывается ввергнутым в хаос братоубийственной войны, и законному королю, старшему сыну, приходится делать тяжелый выбор. Он человек невоинственный, я бы сказал - рохля, ему надо идти против своих родственников, против подданных, вести войну против своих сограждан. Суворов, как вы помните, в свое время отказался вести войска на Петербург, именно сославшись на то, что он никогда не прольет кровь сограждан. И главный герой, оставшись почти без союзников, его почти все бросили, ибо лорды жаждут «Сильную руку», они хотят войны, ибо «Война кормит войну». В итоге, этот правитель, старший сын, обращается к гномам. Они отвечают: «Хорошо, мы поможем тебе, ибо сотворены заклинания, которых мы не можем терпеть. Но пообещай нам, что ты выполнишь одну любую нашу просьбу, если мы добьемся победы». Гномы выступают в поход, в битве у стен столицы они разбивают мятежников, сестра и младший брат законного короля попадают к нему в плен. После победы, король гномов, напоминает об обещании и просит отдать ему,сестру и брата короля. «Зачем?» - спрашивает король. «Они должны ответить за содеянное, что бы избавить мир от призванного ими Зла, мы предадим их смерти на нашем жертвеннике, глубоко под землей»,- отвечает гном. Что делать этому бедному правителю, человеку доброму и мягкому сердцем, который не может, несмотря ни на что, отдать родственников на смерть? Но клятва есть клятва и он ее исполняет. Однако сразу же обращается к одному магу с просьбой вызволить пленников, что и происходит. Клятва нарушена – пролита кровь. Но маг, который их освободил, тоже не отдает их королю. Он собирается сам лишить их жизни и заполучить некую силу, которую они освободили. Вот тогда и происходит то действие, которое дало заглавие роману. В полном отчаянье, лишившись последней надежды, мой герой заклинает самого себя и отдается в рабство Неназываемому. Это хуже, чем продать душу дьяволу. Дьявол забирал души, что бы их мучить, но не прерывал окончательно их существование. То, что стоит за словами «Раб Неназываемого» - это полная неизвестность, на это можно лишиться только в крайнем отчаянии, это хуже чем самоубийство, это последний предел за которым ничего нет. Этот роман должен служить стартовой площадкой ко многим наброскам, где описывается, что такое этот Неназываемый, и дана попытка рассмотреть этот нечеловеческий разум в столкновении с человеческой средой. Быть рабом Неназываемого - это служить непонятной, неизвестной силе, когда ты не можешь понять, что от тебя нужно, тебя используют даже не как инструмент, это выше человеческого понимания и выше человеческих знаний. И вообще-то, этот король должен был стать одним из персонажей «АМДМ», он должен был стать тем, кто обращается к Фессу, в каменном дольмене, впервые предлагая ему сотрудничество и помощь. К сожалению, это не осуществилось. Вторая часть романа должна была рассказывать о том, как этот король выкупал себя на свободу, какой ценой это было достигнуто - ценой разрушения миров. Для себя он уже решил, что, вырвавшись на волю, зная все эти тайны, он прервет свое существование. Это достаточно мрачный роман. С трагическим концом, главный герой погибает, выполнив свой долг. Но это осталось ненаписанным, проработаны ключевые сцены, есть наброски, но нет текста. Я оставляю на суд собравшихся, достойно ли это того, что бы воплощать или нет. «Тысяча лет Хрофта», это повесть, об изгнании Старого Бога Одина и о том, как у него зародился план мести. Повествование ведется от лица Старого Хрофта. Он собственного говоря, рассказывает, что весь план Хедина, по свержению Молодых Богов, был его замыслом, результатом его гения. А заканчивается это все авторским послесловием самого Хедина, в руки которого попали эти записки, который это комментирует. Естественно он с этим не согласен. Это, собственно говоря, не роман, а повесть, в которой долго и подробно говориться, о том, как Хрофт искал дыры в защите Молодых Богов. А комментарии Хедина, можно выразить любимым слоганом околотолкиеновской тусовки: «Не прав профессор, не так оно все было!» Не знаю, ответил ли я на вопросы, конечно же, в пересказе это звучит немножко даже смешно, известно, что любой роман, сжатый до двух абзацев, звучит как анекдот. |
Вопрос (Майк Гончаров): Некоторое время назад, Вы говорили, что собираетесь написать «Гибель богов – 2» и на этом закончить с Хьервардом. Ник Перумов: Да, я говорю про это уже два года, с тех пор как возник замысел этой вещи, но есть одна проблема, никакой сериал нельзя тянуть вечно! Роберт Джордан, гость этого конгресса «Странник», сказал мне, что в его эпопее «Колесо времен» скоро выходит девятая книга и будет, как минимум, еще три, такого же объема. Я считаю, что это просто беспредел, это просто издевательство над читателем, просто нельзя так делать. Я почуствовал, что цикл, над которым я работаю почти десять лет, тоже подходит к своему логическому концу. Вселенная Упорядоченного, должна уступить новым идеям, новым романам. Поэтому, даже, несмотря на то, что книги коммерчески успешные и издатели просят еще, я решил подвести черту. Я считаю, что эта книга должна быть написана, в ней должны быть подведены все концы и все итоги, в том числе, незаконченные линии из «Земли без радости», «Гибели богов» и «Хранителей мечей». Это будет не серия романов, а одна книга, возможно достаточно большая, сравнимая по объему с «Кольцом Тьмы». Слишком много материала, который надо вместить, я знаю, чем это все должно закончиться, финальную сцену, где решается судьба Новых Богов, Хедина и Ракота. Но начинать это я пока не готов, надо закончить «Одиночество мага» и «Войну мага», ну а там будет видно. В лучшем случае это еще года два. Вопрос (Орк): А есть ли вероятность, что до окончания работы над Хьервардом, Вы еще успеете написать «Тысячу лет Хрофта» и «Раб Неназываемого»? Ник Перумов: Каждая книга имеет некую цель. Если писать это просто для того, что бы заполнить лакуны, для истинных любителей, это будет не слишком хорошо. У меня должна быть какая-то Сверхидея, которую можно вложить в книгу. Книги я пишу не для зарабатывания денег, я это делаю другим способом. Кроме того, сейчас рассказывая этот роман вам, я понял, что это что-то не то, не готов я это еще писать. Нельзя стоять на месте и пережевывать старое, надо идти вперед. Такая новая волна, у меня началась с «Рождения мага», еще какое-то время она продлиться, потом появиться еще что-то новое. Я пока не вижу нового, в этих старых набросках. Их можно написать, но это для меня не будет событием, не будет прорывом. В крайнем случае, можно издать том «Незаконченное», как Кристофер сделал, правда, я надеюсь, что это будет делать не мой сын, а я сам. Я не думаю, что я буду пятьдесят лет писать и переписывать одну книгу, какой был «Сильмариллион». Вопрос (Олмер): Весной этого года, шла речь о сборнике «Зачарованный лес», он тоже собирает вместе многие линии, что слышно о его судьбе? Ник Перумов: Да, было такое. Сборник «Зачарованный лес», для которого я написал «Эльфийскую стражу», но сейчас встал вопрос: «Может быть, опубликовать ее в журнале?» Тут вопрос о взаимоотношениях с издателем, который не очень счастлив, когда мои вещи появляются где-то еще. Изначально «Зачарованный лес» должен был включить в себя и «Дочь Некроманта» и «Вернуть посох» и «Эльфийскую стражу», в результате получилось, что первые две части вышли отдельно, недокомпановаными, так как я этого хотел. Это моя беда, так что фактически этот сборник есть, под названием «Дочь Некроманта», но в урезанном виде. «Эльфийская стража» это камерная вещица, она оторвана от основного текста, не связана с ним общими героями. Издатели мне предлагают добить ею одну из книг, идея здравая, возможно, что так и будет. Вопрос: «Гибелью Богов –2» Вы собираетесь подвести черту, будет ли там рассказано о том, что такое Неназываемый и другие подобные вещи? Ник Перумов: Некоторые тайны открою, некоторые не стану. Что касается Неназываемого, то он принципиально непознаваемая субстанция. Можно строить различные гипотезы о ее природе, но попробую объяснить на примере, что это тщетно. В астрофизике известно, что наложение сверхмощного гравитационного поля на вакуум, поля порождаемого Черной Дырой, приводит к зарождению в вакууме, в абсолютной пустоте, вполне реальных материальных частиц. Переход их из виртуального состояния в материальное. Этот процесс невозможно объяснить в рамках здравого смысла и обычной логики. Из Ничего рождается Нечто, и никто не знает, как и почему. Что является переносчиком, и каков механизм действия. Точно так же Неназываемый, это настолько глубинная сущность, что приходиться постулировать некоторые вещи и не вдаваться в подробности, ибо это вне пределов нашего разума. Подобно тому, как Лейбниц постулировал понятие монады. Конечно, я постараюсь объяснить до определенного предела, но я всего лишь человек, что-то должен понять каждый читатель по-своему, у каждого будет свой Неназываемый. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
[Фантастика] | |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки |
|Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть |
©2001 Дизайн В.Савватеев, Дм.Ватолин © 1997-2001 Материалы и советы Н. Перумов © 2000 Материал Цитадель Олмера © 2001 Верстка, подготовка: Сергей Черняев © 2001 Русская фантастика. |