Размножение космических ежиков, Или воздержание поручика Фатеева. |
Юрий Нерсесов
Хотя "Череп на рукаве" во многих фрагментах, особенно первых глав, выглядит откровенным римейком хайнлайновских "Звездных рейнджеров", мне по прочтении почему-то вспомнилось совсем другое произведение. А именно известная лет десять назад и пользовавшаяся тогда значительной популярностью книжка неких Асса и Бегемотова "Как размножаются ежики". Составленное по мотивам анекдотов о Штирлице сие творение описывало чисто фольклорный Третий Рейх, где все высшие чины гестапо и СС прекрасно знают, кто такой Штирлиц, но, тем не менее, кротко позволяют ему выполнять свою нелегкую работу. Разве что партайгеноссе Борман иногда организует какую-нибудь мелкую пакость (тира кнопки на стуле или надписи в туалете "Штирлиц - скотина и русский шпион"), да сослуживцы на день рождения притащат подарочки со значением - кирзовые сапоги, портрет Сталина и собрание сочинений Карла Маркса на китайском языке. А так все идет замечательно, и бравый полковник Исаев в наглую тырит секретные документы, бьет морду всем осмелившимся непочтительно отзываться о России и напоследок блестяще срывает задуманную стратегами Третьего Рейха биологическую войну. Когда злобные фашисты задумали вывезти из СССР всех ежиков, тем самым организовав там экологичекую катастрофу, товарищ Штирлиц лично пускает под откос груженный колючими зверюшками эшелон, и ежиная братия успешно возвращается в родные места. Как пародия такая штучка смотрится просто очаровательно. Однако, "Череп на рукаве", по моему, написан всерьез, а потому его столь же всепоражающий и неуязвимый главный герой вызывает очевидное раздражение. К тому же, в отличие от анекдотического Штирлица, он настолько безупречен и лишен каких-либо человеческих слабостей, что порой затмевает даже дистиллированных советских разведчиков литературы соцреализма. Стоическое половое воздержание, ставящее, кстати говоря, под угрозу срыва миссию великолепного Руслана - это вообще что-то с чем-то! Даже сам Штирлиц по фильму, несмотря на всю любовь к законной жене, и то поддерживал отношения с девушкой Габи и удачно обыгрывал в шахматы покровительствующую этому фрау Заурихь. А тут прямо какой-то герой рыцарского романа, отягощенный моральным кодексом строителя коммунизма! Даже когда бдительное начальство едва ли не пинком загоняет нашего красавца в ведомственный публичный дом, тот и там героически воздерживается, хотя и ежику понятно, что армейские проститутки через одну стучат в органы, и прелестная Гилви, наверняка, сообщит о "странном поведении клиента". Это само по себе, конечно, не преступление, но подобные странности стопроцентно вызывают совершенно излишнее внимание спецслужб. Ведь ежели наш образцово-показательный воин любит свою инсургентку настолько, что не может изменить ей даже со шлюхой, то как же он поступит, когда она потребует его по имя нежного чувства изменить присяге (кстати говоря, это в итоге и происходит, причем даже без просьб со стороны Дальки, что окончательно превращает Руслана из крутого агента в безнадежного романтика, готового без колебания провалить все дело из-за своей сердечной драмы)? Но имперская "безопасность", как и полагается тупым фрицам из плохого советского кино, такими вопросами нисколечко не задается. А если кто-то что вдруг и заподозрит, так это тоже ничего. Штирлиц на то и Штирлиц, чтобы выходить сухим из всех передряг. Правда, штандартенфюрер Исаев в известной истории с отпечатками пальцев на чемоданчике Кэт спасается исключительно благодаря интеллекту и присутствию духа и весьма нетрадиционным способом, держа в напряжении всех телезрителей, а тут ни малейшего сопереживания! Едва лишь злобные органы подключают героя к детектору лжи, становится ясно: никаких шансов у тупой машины нет. Победоносность и неуязвимость нашего "космоштирлица" на порядок снижает и драматизм боевых действий, превращающихся для персонажа в безобидную смесь пейнтбола с компьютерной "стрелялкой". А поскольку остальные персонажи жизненны не более, чем в тех же "стрелялках", то и их победу либо гибель воспринимаешь без каких либо эмоций. Просто не верится, что все это принадлежит перу создателя поединка Твердислава и Джеяны из "Враг неведом", последнего боя Шестой минной дивизии в "Похитителях душ", грандиозного сражения на Изенской дуге и великолепных в своей первобытной дикости схваток племен из "Черной крови". Пиф-паф, ты убит, и все дела! Хотя отдельные образцы биологических машин врага весьма оригинальны и делают честь фантазии и профессиональному уровню автора. При этом как ни парадоксально, вооруженные силы людей (то есть армии Четвертого Рейха и противостоящие ей интербригады) выглядя куда менее впечатляюще и кажутся полностью лишенными связи с прошлым. Да, отдельные дивизии и корпуса имперских вооруженных сил вроде бы являются преемниками соответствующих частей гитлеровской армии, но нет ни единого (!) эпизода, когда новобранцев воспитывали бы на примерах наиболее отличившихся бойцов, не говоря уж о героях первой мировой. Герры замполиты не рассказывают солдатам ни о ее лучшем асе бароне Рихтгорене ( 80 сбитых самолетов врага), ни о лучшем же истребителе Второй Мировой Эрихе Хартмане (по официальным данным 352 сбитых самолета, реально порядка 150, но все равно больше, чем у кого бы то ни было за всю историю авиации). Ни слова не говорится ни о самом эффективном пилоте бомбардировочной авиации Гансе Руделе (свыше 500 сожженных танков плюс потопленный линкор "Петропавловск"), ни о, пожалуй лучшем танкисте Второй Мировой войны Михаэле Виттмане... Согласитесь, странноватое военно-историческое беспамятство, в итоге лишающее роман глубины. Впрочем, повстанцы Дарианы Дарк ничем не лучше. Интербригады, в мифологии которых нет ни Гарибальди, ни Матэ Залки ни Андрэ Марти ни даже Че Гевары столь же нелогичны, как и российская армия в одночасье забывшая про Суворова и Александра Невского. Зато, на столь глобально наплевательском фоне вполне естественно выглядят безграмотные рассуждения Руслана о сражении под Прохоровкой, где огромные потери 5-й танковой армии были обусловлены отнюдь не "скверным" качеством Т-34! Реально уступая "тиграм" и "пантерам" на лето 1943 года "тридцатьчетверки" оставались вполне конкурентоспособными с остальными немецкими танками, составляющими почти 80% состава дивизий наступавших тогда на Курской дуге. Почти четырехкратная разница в потерях обуславливалась главным образом неграмотностью советских генералов, бездумно швырявших свои танки в лобовые стычки, вместо того, чтобы встречать Манштейна огнем из засад и укрытий. Из прочих проколов можно отметить нелепое завершение боя на Иволге, когда, уничтожив 95% сил агрессора, доблестные имперцы внезапно эвакуируются. Ну и всякие досадные, но создающие общий фон мелочи, вроде стыдливого отказа дать перевод в общем-то вполне безобидных куплетов из "Хорста Весселя", отказа от первоначальной стильной обложки, замененной аляповатой попсой и, конечно же, подзаголовка "империя превыше всего", слишком уж прямолинейно вколачивающего в головы читателей авторскую позицию. Можно перечислять и далее, но, честно говоря, просто неинтересно. Думаю, что всем все и так ясно, а сам Перумов скоро порадует чем-то, достойным его лучших вещей. А советско-голливудский блокбастер о войне космического Штирлица с межзвездными ежиками пусть пишет какие-нибудь звягинцевы, головачевы и прочие злотниковы, с "шедеврами" которых "Череп на рукаве", увы, оказался в одном ряду. Юрий Нерсесов
|
[Фантастика] | |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки |
|Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть |
© Материалы и советы Ник Перумов. 1997 - 2002 © Материалы Ю. Нерсесов. 2002 © Дизайн В.Савватеев, С.Черняев. 2001 © Составление, верстка С. Черняев. 2001-2002 © Дм.Ватолин (Русская фантастика). 2001-2002 |