Рецензия |
Сергей БЕРЕЖНОЙ
Перумов, H. Эльфийский клинок.- СПб., 1993; Одна из наиболее коммерчески успешных отечественных фантастических книг 1993-1994 годов написана как "свободное продолжение" классической фэнтезийной эпопеи Джона Толкина "Властелин колец". Эксперимент не то, чтобы новый (продолжения "Властелина Колец" и пародии на него на Западе дело чуть ли не традиционное), но результаты его удивительно наглядны. Первое. Hа сегодняшний день, насколько я знаю, ни на одном языке мира не написано ни одного продолжения "Властелина...", которое можно поставить в один ряд с двухтомным opus magnum Перумова. Поэтому коммерческий успех, выпавший на долю этой книги в России, вполне объясним - у нее фактически не было конкурентов (сама трилогия Толкина не в счет). Второе. Грандиозный неуспех книги Перумова именно у ярых приверженцев Толкина обусловлен, скорее, не художественным уровнем книги, а "излишней самостоятельностью" автора. По сути, Перумов написал роман, действие которого происходит не в толкиновском Средиземье (хотя он и сохранил многие имена-названия-реалии), а в мире достаточно самостоятельном. Главное отличие мира Перумова от мира Толкина - в эстетических основаниях существования этого мира. Толкин создавал мир возвышенной этичности - Перумов этику привязал к "сркедневековому" антуражу. Как следствие, мифологическая эстетика "Властелина колец" была замещена эстетикой исторического романа. Создалась занятная коллизия. Читатель, знакомый с трилогией Толкина, берет в руки роман Перумова и немедленно сталкивается с различием эстетических установок. Он должен принять совершенно новые правила игры. Однако, с какой стати? - думает читатель, которого правила, по которым играл Толкин, более чем устраивали. И откладывает книгу, не оправдавшую его ожиданий. Читатель же, который не вникает в тонкости различия эстетик, вполне удовлетворяется совпадением географии и реалий и воспринимает роман Перумова именно и только как продолжение эпопеи Толкина. При этом мимо его сознания проходит все то оригинальное, что создал автор... Перумов попал в заколдованный круг. Его роман может быть воспринят более-менее адекватно только читателем, который никогда не брал в руки "Властелина Колец". Hо это вступает в противоречие с самой концепцией "вольного продолжения"... и попытка играть на контрапунктах (у меня вот так, а у Толкина было совсем иначе) - в этом случае не удается. Заколдованный круг. Видимо, ошибочной была уже основная концепция, на которой и был построен роман. Любое преобразование мира Толкина суть создание нового мира через отрицание Средиземья - в более или менее существенной части его... И использовать при этом атрибутику Толкина просто незачем (да и вредно, как показал эксперимент). Тем не менее, совершенно ясно, что в отечественной фантастике появился автор, способный профессионально делать бестселлеры. То есть, придавать литературному процессу не только художественную, но коммерческую динамику.
Сергей БЕРЕЖНОЙ |
[Фантастика] | |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки |
|Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть |
© 2001 Дизайн В.Савватеев, Дм.Ватолин © 2001 Материалы и советы Ник Перумов © 2001 Составление, верстка С.Черняев © 2001 Русская фантастика |