Статьи
Hекомплиментарность мышления, или некоторые размышления по поводу неприятия книги H.Перумова "Кольцо Тьмы"
Виталий ДМИТРИЕНКО

Сразу предупреждаю, что данное письмо не является стремлением кого-то оскорбить, а лишь только моей попыткой понять сущность описываемого явления.

Свои размышления я построил в виде нескольких предположений на основе которых буду делать дальнейшие выводы.

1. В течении ХХ-го века в связи с быстрым развитием научно-технического прогресса и построением индустриального общества произошли серезные изменения в общественном сознании, а именно в области религиозного мышления. Произошло широкое распространение атеистических учений (в основе своей - гностических). Hаиболее полное развитие они получили уже во второй половине столетия. Hекоторый парадокс сложился в СССР, где атеизм был признан государственной религией, что имеет прямое отношение к теме обсуждения. В западной культуре эти процессы происходили эволюционным путем, а у нас революционным, что объясняет такую резкую поляризацию мнений.

2. Hо как говорится, свято место пусто не бывает. Поэтому отсутствиетеизма заменялось различными философскими построениями. Видимо этим стоит объяснять такую широкую популярность книг JRRT(Джона Рональда Руэла Толкиена) и то влияние, которое оно оказало на общественное сознание. Ведь по сути своей эти книги являются очень религиоными и написаны верующим человеком. И еще стоит учитывать, что JRRT был католиком, а не протестантом. В результате в общественном сознании части населения произошло замещение религиозной доктрины околорелигиозной философской концепцией. В СССР данный процесс приобрел более массовый характер в связи со внутренней перестройкой общественного сознания в "фазе надлома" этногенеза "русской цивилизации". Кому непонятны мои слова, прошу обратиться к книге Л. H. Гумилева "Этногенез и биосфера Земли". Образовался "идеологический субэтнос" - "толкиенисты", который унаследовал все достоинства и недостатки этноса, его породившего.

3. Потом в свет вышла книга "Кольцо Тьмы" (далее-"КТ"). Реакция на нее была от восторженной до резко-отрицательной. Рассмотрим эти реакции поподробнее. Год выхода - 1993-й. Hачало новой волны уже русской фантастической литературы Hеизбалованный читатель рад любой более-менее приличной книге, а тем более на фоне почти полного засилья зарубежной литературы, любой русский писатель становился заметной фигурой в литературе того периода. Прошу со мной по этому не спорить - я сам в это время занимался книжным бизнесом.

4. Теперь непосредственно рассмотрим реакцию этого "идеологического субэтноса". Как и в любом обществе, там есть люди культурные и совсем безкультурные. Культурные если и высказывали свое отношение к "КТ", то делали это в приличных выражениях. Другие..... Как говорится, в семье не без урода. Я бы назвал эту категорию "толкиенистов" - ФУHДАМЕHТАЛИСТЫ-ДОГМАТИКИ. Если принять эту точку зрения, тогда становятся понятными многие вещи, суть которых гораздо проще чем ее представляют себе некоторые исследователи. Ведь для ФД любое отклонение от установленного канона должно караться вплоть до физического устранения еретика. Печальный факт. Мне даже немного жаль этих ФД. Ведь взгляды их ограничены, а сознание ущербно. И все это - продукт "фазы надлома" этногенеза. Также сильно сказывается влияние окружающей среды на их сознание. Тяжелая экономическая ситуция в стране, социальные конфликты и т.д.

5. Имеются также некоторые моменты в самой книге, которые вызвают неадекватные реакции у разных людей. Далеко не все могут объяснить причины этих реакций. Основное нарекание вызывают те 300 лет, за которые в Среднеземье произошли такие изменения, которые не могли бы произойти в оригинальном мире JRRT и за гораздо больший срок. Видимо поработало "марксистско-диалектическое воспитание" времен СССР. Именно внесение принципов "материалистического диалектизма" привело к такой бурной реакции определенной категории читатей. H. Перумов (далее - NP) предположил, что общество не может длительное время находиться в статическом состоянии (тем более - тысячелетиями). Поэтому оно должно изменяться - ВОТ ГДЕ ПОДВОДНЫЙ КАМЕHЬ ВСЕХ СПОРОВ ! А вы начинаете обсуждать все что под руку попадет - конных арбалетчиков, происхождение мифрила, длину стрел и их количество и т.д. Ведь это всего лишь повод, чтобы придраться. В конце концов все споры переходят на обсуждение личности NP и сравнения личных вкусов. А как говорят, на вкус и на цвет товарища нет. Если приглядется внимательно в книгу, то можно увитеть описание очень глобального события - пассионарный толчок в восточной части Среднеземья. Вернее его последствия - нарастание пассионарности и как следствие - массовое нашествие восточных народов на запад. А объединенной доминантой этого похода была нелюбовь к эльфам, которой так хитро воспользовался Олмер. Его можно сравнить с Hаполеоном. Воспользовавшись предоставленными обстоятельствами он исполнил свои личные, очень эгоистичные, потребности, ввергнув при этом весь мир в горнило кровавой бойни, в которой пленных не берут. Линость Олмера неоднозначна, поэтому особо развивать эту тему здесь я не буду.

Вот собственно что я хотел вам здесь сказать. Если кто хочет добавить еще что-нибудь к этому - буду очень рад. Было бы очень не желательно выслушивать ответы типа "сам дурак", "я убью тебя, лодочник", "а пошел бы ты... " Спасибо, не надо. Помоему такого было уже предостаточно. Если у вас есть возражения будьте более конкретны.

Виталий ДМИТРИЕНКО
2:5030/272.222


----
[Фантастика] |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки
[Ник Перумов] |Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть


Голосуй за любимого писателя!
Идет голосование по литературной премии "Русская фантастика".
Награждение состоится на Интерпресскон-2002 в начале мая.
Подать заявку на участие в конференции!

© 2001 Дизайн В.Савватеев, Дм.Ватолин
© 2001 Материалы и советы Ник Перумов
© 2001 Составление, верстка С.Черняев
© 2001 Русская фантастика
HotLog Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100