ДЫМ НАД СЕРОЙ ГАВАНЬЮ Противостояние идей в жанре фэнтези |
Роман Кулик ака "Кельт" Всякий, кто хоть как-нибудь интересуется событиями, происходящими в среде поклонников фэнтези, без сомнения слышал о вечном конфликте между ортодоксальными поклонниками Толкиена и читателями авторов, пишущих в жанре популярного на сегодняшний день динамического фэнтезийного реализма. Тот же, кто чуть более искушен в вопросе, с уверенностью скажет Вам, что наиболее острое противостояние имеет место быть между толкиенистами и сторонниками известного российского автора Н.Д. Перумова, написавшего вольное продолжение "Властелина колец". Выход книги Перумова заставил толкиенистов спешно точить свои деревянные мечи, для которых наконец-то нашлась достойная цель. Куда там Свиридову с его "Звирьмариллионом"! Праведный гнев толкиенистов сплотил их всех, от мала до велика, на борьбу с чудовищем, что безжалостно вторглось в их мир. И вот уже который год на различных форумах поклонники Толкиена предают Перумова анафеме, а его книги виртуальному торжественному сожжению на костре. И вот ведь парадокс - враги толкиенистов в большинстве своем очень любят Толкиена. По крайней мере, относятся к нему с большим уважением. Для многих "Властелин колец" был первым путешествием в замечательную страну фэнтези, впечатления о котором никогда не будут забыты. Кроме того, нападки на Перумова подчас носят абсолютно абсурдный характер. Ну, те, кто вздернув нос, говорит , что "Мне его книги не нравятся" высказывают свое субъективное мнение, которое является их личным делом. Речь не о них. Но ведь большинство с упорством, достойным воистину лучшего применения, проводят долгие часы в поисках противоречий в Перумовских текстах. И, в результате, пытаются, к примеру, доказать невозможность существования конных арбалетчиков. Какие при этом рождаются теории! Какой полет мысли и фантазии! Увы, существование конных арбалетчиков - исторический факт. Тем не менее, споры не утихают. Так в чем же первопричина вражды, заставляющей людей идти против элементарного здравого смысла и фактов? Попробуем пролить свет на корни этого противостояния. Для этого придется рассмотреть книги Толкиена и современных авторов, в том числе Перумова, на предмет расхождений в наполняющих их идеях и, соответственно, в психологии их читателей. Итак, что из представляет "Властелин колец" в идейно-психологическом плане? Прежде всего, необходимо учесть, что на ее создание оказали влияние два очень важных фактора - католическая мораль и вторая мировая война. Христианское наполнение книги впечатляет - можно сказать, что Толкиену удалось написать вторую Библию, при этом ни разу явно не упомянув Бога. Реалии же второй мировой войны помогают понять отношение автора к враждующим сторонам, и способствовали созданию царящей в книге атмосферы отчаяния, надежды и героизма. Католицизм и вторая мировая - вот и все, что осталось в книге от материального мира. "Властелин колец" - абсолютно идеалистическое произведение. Это надо понять твердо, ибо это есть краеугольный камень построения вселенной "Властелина". Герои в ней действуют руководствуясь желаниями автора, их поступки зачастую иррациональны, а жизненные реалии опущены за ненадобностью. Зло у Толкиена - воплощение вселенского зла, оно уродливо, жестоко, глупо, в общем, обладает всем спектром негативных характеристик. Добро же наоборот - абсолютно прекрасно. Толкиен в своей книге работает с человеческим духом, а земные реалии ему скучны. Ему важно показать, как прекрасно служение долгу, подкрепленное сознанием своей правоты. Его героям очень повезло - автор уже сделал за них выбор, причем единственный возможный. Реализм же Толкиену не только чужд, но даже вызывает у него отвращение - единственный пример реализма в книге, технологический прогресс показан как отвратительное загрязнение Хоббитанского Шира, и призван отвратить от него читателя в той же мере, что и автора. Как же умиляют меня создатели фанфиков, пытающиеся описать события "Властелина" якобы глазами другой стороны! Как можно писать что-то хорошее о гоблинах или назгулах, когда автор вселенной изначально сделал их сосредоточением пороков. Для Толкиена, не забывайте, орки - это немецкие эсэсовцы, а Саурон - Гитлер. Нет и не может быть иной точки зрения на происходящее у Профессора, и не должно быть у любого здравомыслящего человека. Собственно, "Властелин колец" прекрасная книга для тех, кто еще мал для Достоевского, но кому уже пора познавать человеческий дух в лучших его проявлениях. В форме прекрасной эпической саги, которая для младших является просто увлекательной сказкой, в этой книги подаются простые истины, которые способствуют формированию у подростка правильного взгляда на мир. Долго, очень долго идеалистических подход господствовал в фэнтези, и авторы, в погоне за успехом "Властелина", загоняли себя в рамки идеализма. В результате, ничего, способного повторить книгу Профессора, так и не получилось. Живость и искра, сопутствующие приключениям Фродо, исчезли, и остались только армии эльфов, сначала терпящие от орков поражения, а потом, поднакопив силенок, разбивающие их наголову. Кольцо же, которое у Толкиена символизировало распад, отказ от своих идей во имя личных выгод, трансформировалось в бесчисленные артефакты, наделенные огромной мощью, и запрятанные за тридевять земель. Кузнецы литературного труда отковали из него великое множество корон, мечей, перстней и скипетров. И легионы будущих героев в первых главах очередных "Невероятных приключений" встречали у околиц зовущих их в путь великих магов, в которых пытливый глаз мог без труда идентифицировать Гэндальфа, генетически размноженного в тайных лабораториях литераторов. Девяностые годы принесли смену декораций. Реализм начал плавно теснить идеализм с литературной сцены. Сначала это касалось только формы повествования - Черные Замки постепенно за ненадобностью сравняли с землей, а магические артефакты распродали на аукционах. Путешествия (квесты) героев стали не столь прямолинейными, миры же начали кардинально отличаться от Средиземья Толкиена. Мир реалистического фэнтези перестает быть иллюстрацией к эпическим сагам и легендам. Теперь это - квазисредневековый мир с реалиями, приближенными к Европе 13-14 веков. Мир средневековья жесток и мрачен, жестоки и книги реалистов - тут вам и ужасы войны, и интриги, и насилие. Сказочные персонажи, побледнев от ужаса, сходят со страниц этих книг, уступая место человеческим царствам, полным коварства, предательства, жестокости и алчности, которые и не снились драконам и гоблинам. Вскоре после этого наступил очередной виток развития фантазийных произведений. В книгах реалистов начинается пропаганда социально-психологических ценностей, интересующих того или иного автора. Кардинально меняется тип героя - теперь это не всегда мирный обыватель, готовый устремиться на поиски приключений в компании гномов, а человек со сложившейся устойчивой системой мировоззренческих координат. И авторы бросают своего героя в круговорот событий, способных серьезно пошатнуть и даже переменить его мировоззрение. Наблюдение за таким героем в непривычных для него условиях, детальное описание внешней среды и ее воздействий на него, и динамический "экшен", разбавляющий философские споры, стали визитной карточкой современной фэнтези. Из европейских писателей наиболее ярким представителем "модернового" фэнтези является Анджей Сапковский, из российских авторов - Ник Перумов. На практике различия реализма и идеализма выглядят следующим образом. Возьмем один конкретный и наиболее яркий момент из Толкиена и Сапковского, а именно изображение Второй мировой войны. Что происходит после войны у Толкиена? Всеобщее благоденствие, мир во всем мире и полная благодать. Однако надо бы вспомнить, что окончание Второй мировой войны породило войну холодную и множество локальных конфликтов. Это естественный процесс государственной политики, но идеалисту Толкиену он не нужен. А вот Сапковскому, как реалисту, важно показать что у государств "нет вечных врагов и друзей, а есть только вечные интересы". И судьба героя войны отнюдь не всегда складывается наилучшим образом после заключения мира. Вот пожалуй наиболее простой и яркий пример различия целей и средств авторов. Теперь можно перейти непосредственно к главной идее данного эссе - к конфликту перумовцев и толкиенистов. Прежде всего, надо обозначить стороны баррикад. Кто такие Толкиенисты с точки зрения психологии и идеологии? Совершенно очевидно, что их идеология и психология основана на творчестве Профессора, т.е. в основе их мироощущения лежит субъективный идеализм. Это значит, что в отличие от обычных "ролевиков", толкиенисты не считают свое увлечение миром Средиземья невинным хобби, о котором следует забыть сразу же после окончания игровой сессии. Наоборот, для этих людей увлечение Толкиеном перерастает в образ жизни и мировоззрения. Добавим также, что субъективный идеализм особенно ярко проявляет себя в подростковом периоде, когда система ценностей личности еще не сформировалась. Таким образом, подмена объективного мироощущения идеалистическим на этапе формирования жизненных ценностей приводит к эскапизму. Отсюда - стремление играть роли рыцарей, королей, эльфов и гоблинов, роли, зачастую не соответствующие реальному образу жизни данного человека в мире. В иллюзорном мире не существует проблем мира реального, поэтому подростки уходят в мир иллюзий, чтобы чувствовать себя такими, какими они себя воображают. Замечу, что не считаю движение толкиенистов злом. Разумеется, из двух зол надо выбирать меньшее - пусть лучше человек считает себя эльфом, чем станет уличным бандитом. Но идеализм тем беден и убог, что защищая своего последователя от проблем мира, наделяя мнимыми достоинствами и заставляя радоваться иллюзорным победам, не позволяет ощутить красоту реального мира, развиваться в мире в силу своих способностей и одерживать истинные победы. Что же до перумовцев, то прежде чем говорить о читателях, познакомимся сначала с творчеством автора, Н.Д. Перумова, а точнее с его книгой "Кольцо Тьмы", являющейся свободным продолжением "Властелина", и по сей день вызывающей споры и упреки. Действие в "Кольце" разворачивается триста лет спустя после событий "Властелина". На этом, собственно, ее родство с "Властелином" и заканчивается. Конечно, есть еще упоминания о Гэндальфе, Красная книга и т.д., но все это уже не имеет никакого отношения к Профессору. Ибо Перумов - реалист, и его книга написана в соответствии с правилами данного жанра. По сути, Перумов пишет альтернативную историю Средиземья. Его мир - это уже не мир абстракций и идей, а мир квазиисторического феодального общества, с детальной проработкой социальной среды. Города у Перумова - это средневековые города с цехами, магистратами, законами и нравами, соответсвующими реалиям средневекового мира. Конфликт противоборствующих сил у Перумова - это конфликт порожденный объективной исторической необходимостью, и никакая магия тут ни при чем. Конечно, фэнтезийный антураж сохранен и даже играет не последнюю роль, но магию и предназначение уверенно теснят миграция, ресурсы, человеческая воля и прочие факторы, соответствующие земной истории. Если Профессор ставил во главе долг, то Перумов, хоть и заставляет своих героев отправится в квест, больше внимания уделяет выбору. Надо заметить, что одержимость автора свободой выбора подчас серьезно запутывает повествование, так что порой и не различишь, кто есть кто, но разве в реальном мире зло не рядится в одежды добра? Разве не бывает выстлана дорога в ад благими намерениями? При этом Перумов не пишет конфликт глазами другой стороны. Его "злые" - вовсе даже не "злые" при ближайшем рассмотрении. Это люди, стоящие под другими знаменами, и верящие в свою правду, основанную на иной системе ценностей. Не забывайте, что средневековый мир - жестокий мир, и если Малыш с его "драться против тех, кто первый напал" понятен жителям ХХ века, то пассионарные кочевники-истерлинги, с их тягой к завоеванию смотрятся ничуть не менее привлекательно в глазах своих современников. Последнее, что стоит коротко сказать о "Кольце Тьмы" - это книга о возможности реальных событий. Конечно, все могло быть иначе, и Средиземье мирно и благополучно жило бы еще пару тысяч лет, но вариант Перумова ничуть не хуже в плане реалистичности. Читая о воинах, собравшихся под Мордорскими знаменами, мы вслед за Фолко с ужасом восклицаем "Как? Они что, за Черного Властелина?". Злые орки? Снова? Абсурд? Господа, будьте реалистами - прошло 50 (а не 300!) лет со дня победы над фашизмом, и по Московским улицам, я уж не говорю о Германии, вновь шагают молодые "гитлерюгенд". Правда, вместо орлов рейха у них славянская символика, но ведь и у Олмера была Корона в круге, а не Всевидящее Око. Таков Перумов. И раз у него так мало общего с Профессором, то логично предположить, что и у его читателей мало общего с толкиенистами. Перумов пишет для людей действия, для тех, кто не боится жить, кто готов делать выбор и отвечать за все его последствия. Книги Перумова не ведут к эскапизму, т.к. бежать в его мир от проблем реального бессмысленно - там проблем еще и побольше. Перумов встряхивает замечтавшихся читателей и говорит: "Вот она, жизнь, такая как есть. Живи, действуй, твори, пусть мечты будут явью, а не сном.". Читатели Перумова готовы к жизненным потрясениям, они готовы отстаивать и свой выбор, и свое право на выбор. Таковы перумовцы. Но представьте потрясение толкиенистов! В их мир, в их прекрасный сон вторгся ужасный мясник и маньяк! Он принес им технологию, тактику, общественные отношения, систему денежного обмена и новые народы, такие же жадные до действия как он сам. В результате - трупы, смерть, разрушения и горящая Серая Гавань! Кошмар! Это же реализм! Не потерпим, кричат толкиенисты. Как это "Зло" победило "Добро" с помощью арбалетов? Да не было у Толкиена никаких арбалетов. И кочевников у него не было. Вот так и выглядит это противостояние. Толикенистам не нужен Перумов, т.к. им не нужен реализм. Они выступают не против Перумова, но против реализма в мире Толкиена. Они, видящие сладкий и приятный сон, настойчиво пытаются выключить звенящий под ухом будильник, ибо не хотят просыпаться. Они не готовы к тому, что ждет их после пробуждения. К миру, не имеющего ничего общего с их мечтами. Будет ли этому конец? Вряд ли, ибо речь идет о противостоянии идеалистического и реалистического мировоззрений. Поэтому копья будут ломаться вновь и вновь, не взирая на факты и здравый смысл. Это спор из разряда вечных, вроде противостояния религии и науки, идеализма и материализма в философии e,t.c. Диалектика учит нас единству и борьбе противоположностей как движущей силе существования вселенной, так что возможно, этот процесс в конечном счете приведет к благой цели. Пока же нам остается только быть терпимее друг к другу. С наилучшими пожеланиями Кулик Роман ака "Кельт" 25 декабря 2001 г. |
[Фантастика] | |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки |
|Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть |
© Материалы и советы Ник Перумов. 1997 - 2002 © Материал Р. Кулик. 2001 © Дизайн В.Савватеев, С.Черняев. 2001 © Составление, верстка С. Черняев. 2002 © Дм.Ватолин (Русская фантастика). 2001-2002 |