«Фэнтези»-территория самообороны |
Татьяна Блажнова
МП-Книга в Москве, Москва, N17 1.6.1999 Ленинградский биохимик Николай Перумов стал одним из самых известных писателей в стиле «фэнтези» (сейчас его книги выходят в издательстве «ЭКСМО»). О нем самом можно было бы написать авантюрный роман. Недавно Ник Перумов (это его литературное имя) на несколько дней приезжал в Москву из Далласа. С ним встретился наш корреспондент Татьяна Блажнова. — Вы едва ли не первым в России решились продолжить «чужую книгу» и «дописали» «Властелина Колец» Толкиена. Потом стали работать с соавтором. Все ваши книги — в модном стиле «фэнтези». То есть вы использовали ходовые в нынешней масс-культуре писательские технологии. Но когда читаешь ваши книжки, ощущение такое, будто сочинять их вам, кaк говорят ваши ровесники, в кайф. — Это верно. «Властелина Колец» я не столько дописывал, сколько никак не хотел выходить из мира Толкиена. Я сочинял тогда для друзей, для радости. О том, чтобы это публиковать, тогда и речи идти не могло. — Тогда — это когда? — С 86-го по 92-й год. Мне тридцати не было. Я тогда еще стихи писал. Плохие. Два из них, которые мне все-таки нравились, потом вставил в книгу. Хотя некоторое время я кормился литературным трудом и издавался под псевдонимом. — Кстати, а чей перевод Толкиена произвел на вас такое впечатление? — Я читал его в оригинале, извините. — Так хорошо учили английский в школе? — Языку меня учили в семье, лет с трех. — Хорошая была семья. — Ну, да. Один из дедушек - академик, другой - профессор. Вся родня в науке. Я тоже окончил биофак, работал лет десять. — Гордитесь своим родом? — Уважаю и чту! — А они вами? — Они очень огорчились, когда я ушел из науки. Книг моих родители, вероятно, и не открывали. Они у меня, знаете, читают про социальные язвы, за прессой следят. А тут маги, эльфы. И слово «фэнтези» — не русское, иностранное, неродное. — Я где-то читала, что в России «фэнтези» началось с «Розы мира» Даниила Андреева. — В России «фэнтези» началось на самом деле с «Руслана и Людмилы». «Фэнтези» — органичнейший способ выражения. Человеку по жизни нужна информация на житейском уровне для ориентации, для выживания рода. Но не меньше его психике необходима и релаксация, отрешение от реальности. И он сочинял сказки. В поморские артели брали сказителей и платили им, давали долю добычи. — Вот! Признайтесь, что «фэнтези» — это сказки, «настоянные» на истории, фольклоре, на популярной адаптированной философии. — Конечно, сказки! Вся литература — это сказки, fiction. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это классическое, чистейшее «фэнтези». По всем канонам. И, конечно, Афиногенов с его «Жар-птицей»… — Это который? — Он сегодня забыт. Как и весь пласт русской литературы, к которому он принадлежал. — «Мастер и Маргарита» - тоже «фэнтези»? — «Мастер и Маргарита», к сожалению, сугубый соцреализм. — И Воланд? — Воланд — это просто идеальный Сталин. Тот Сталин, которого хотел видеть Булгаков. — А кто, на ваш взгляд, в современной литературе пишет «фэнтези»? — Ну, Мамлеев, конечно… Должен признаться, что к Мамлееву я отношусь холодно. — Хорошо. Кто есть сегодня, крoмe вас? — В русской литературе — Маша Семенова. Блистательный талант. И, конечно, Святослав Логинов, столп, опора. Я имел честь быть его соавтором и многому у него научился. А из того, что переведено на русский, интереснее всего, на мой взгляд, Анджей Саповски. В книгах «фэнтези» читатель попадает в благоприятную среду: добро всегда торжествует, зло повержено, героя не наказывают за превышение необходимой самообороны, если он убьет негодяя. То же в детективе. Детектив пытается выглядеть, как правда. — А вы и не пытаетесь? — Нет. Все, что мы рассказываем, есть отражение мира в зеркале духа. Все можно выдумать крoмe психологии. Роберт Шекли говорил, что в писательском труде самое интересное сочинять, создавая некие конструкции. А Борис Стругацкий, которого вы по Ленинграду, конечно, знаете, утверждал: всего увлекательнее привнести в эти выдумки живую, реальную жизнь. — Кто, кaк вы считаете, прав? — Шекли. Как биохимик я точно знаю: процесс мышления реален, абсолютно материален, реалистичен. Вы подумали о чем-то, и это существует. — Сочинение «фэнтези» кaк разновидность наркомании? — Может быть. Когда я пишу, я просто пребываю ТАМ. И никогда не знаю, чем роман закончится. Представляю лишь, в каком психологическом состоянии останется герой. Каждая книга — это поставленный пeрeд собой вопрос. Вопрос, который превращается в мир. — Какой вопрос вы ставили в романе «Адамант Хенны», что вышел в «ЭКСМО»? — Способно ли всеобщее добро иметь кулаки. Куняев об этом уже спрашивал. Куняев утверждал. Спрашивал я. — Какой вопрос вы зададите в следующей вашей книге, которую пишете? — Могут ли силы зла своими методами добиться положительного, тo есть доброго, результата. И во что в этом случае превратятся они сами. — Кроме эльфов, магов, хоббитов вас никто не интересует? — Обязательно напишу книгу о войне. Это будет повесть. Дело, скорее всего, будет происходить в 1941 году. Бои под Кубинкой. В экстраординарных условиях происходят необъяснимые вещи: практически безоружные ополченцы останавливают танки. Астафьев это объяснил: горами трупов преградили дорогу. Это бытовой уровень. А на уровне духа… Там у меня будет колдун. Он доживет до наших дней. Он хранитель такого… русского меча, который «пробуждается» в особые моменты… — Какие? — В битвах на Чудском озере, на Куликовом поле и… — Под Москвой в 41-м! — Да. — А против Наполеона? — Нет. И в японскую, и в первую мировую войну меч «спит». — А почему? — Вот напишу — тогда точно скажу. — Вы представляете себе своего читателя? — Мы переписываемся, общаемся. Чаще, разумеется, чeрeз Интернет. В основном это молодые ребята, студенты. Но в последнее время появились люди сорокалетние. И даже сорокапятилетние. — Может, это все та же молодежь, не сумевшая повзрослеть с годами? — Среди них есть вполне удачливые и успешные, если вы это имеете в виду. — Хотели бы вы, чтобы ваш сын читал «фэнтези»? — Ему пять лет. И пока я ему читаю. И рассказываю свои книги. Он слушает. — А когда вы ощутили, что к вам пришел успех? — Успех? Что такое успех? — В вашем случае — когда издают, читают, берут интервью, платят деньги, в конце концов. — Мерило успеха — это востребованность. То, что я делаю, нужно какой-то части общества. — Хорошо. Когда вы поняли, что нужны этой части общества? — Когда увидел, кaк раскупают мои книги в Доме книги на Невском проспекте. Зимой 1994 года. Но это эмоции, литература сегодня живет в контексте экономической целесообразности. — Рационализм фантаста? — Я не фантаст. Фантастика и «фэнтези» — разные вещи. Фантаст ищет на стыке науки и социологии. А автор «фэнтези» — психологии и эстетики. — Поэтому вы и не согласны вo взгляде на радости писательского труда с фантастом Борисом Стругацким. А как он к вам, кстати, относится? — Плохо. Борис Натанович, конечно, кaк интеллигентный человек никогда не позволит себе это сказать. Но это так. Он считает меня удачливым ремесленником, который сшибает бабки. — Вам обидно? — Мне больно. И жаль, что я не сумел писать так, чтобы в магах и драконах он узнал родное. — Власть? — Олицетворение неприродных деструктивных сил. — Вы от них эмигрировали из Ленинграда в «фэнтези», а потом в Даллас? — В Далласе мне удобно работать, и я спокоен за своего ребенка. — Практичный вы, однако, человек. — Я расслабляюсь, когда пишу. Татьяна Блажнова
МП-Книга в Москве, Москва, N17 1.6.1999 |
[Фантастика] | |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки |
|Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть |
© Материалы и советы Ник Перумов. 1997 - 2002 © Статья Т. Блажнова. 2000 © Дизайн В.Савватеев, С.Черняев. 2001 © Составление, верстка С. Черняев. 2002 © Дм.Ватолин (Русская фантастика). 2001-2002 |