Размышления о христианстве |
Кельт, Орлангур
декабрь 2001 ПРЕДИСЛОВИЕ
Принимаясь за написание этой статьи, авторы столкнулись с проблемой, с которой сталкивается всякий человек, обуреваемый креативными идеями. Проблема эта представляет собой совокупность вопросов, на которые автор должен ответить, прежде чем из под его пера/клавиатуры появится плод его титанических усилий и бессонных ночей. Главные из этих вопросов - Что я пишу? Зачем я пишу? Для кого я пишу? Подобный подход, хоть и грешит некоторой схематичностью, позволяет с уверенностью сказать, что автор представляет себе что получится в конечном итоге. Если автор сможет ответить на них в самом начале, то его опус имеет шанс найти своих читателей. В противном же случае получится очередная, по меткому выражению М.Веллера, "мудрая этакость обо всем на свете и ни о чем одновременно". Последнее время стало очень модным критиковать христианство и православие в частности. Христианство хотят показать, как страшного зверя, который всегда готов пожрать свободу личности и узурпировал право на истину. Причем как правило эти нападки принимают крайне желчную и презрительную форму по отношению к христианам и их вере. "Хочешь оскорбить человека - оскорби его веру" - гласит древняя мудрость. Толчком для написания статьи послужили многочисленные дебаты в гостевой книге сайта Николая Даниловича Перумова, известного российского писателя. Собственно, даже не дебаты как таковые, а своеобразная ситуация, требующая на наш взгляд разрешения. Дело в том, что спорящие, увлекаясь своими логическими построениями, зачастую не видят позиций своих противников. В частности, противники христианства и православия твердо убеждены, что все последователи этой религии дни и ночи проводят в постах и молитвах, науку не признают, мечтают извести своих оппонентов методами святой инквизиции и т.д. В ответ защитники Веры трубным гласом обвиняют своих противников еретиками, обещают им вечные муки на Страшном суде, а то и грозят поколотить. Такова общая картина, вариации которой зависят от темперамента и выдержки спорящих. Напоминает старый анекдот - "А у вас в СССР зарплаты маленькие!", "Ну и что, зато у вас негров до сих пор вешают". Написанием данной статьи мы надеемся несколько упорядочить позицию защитников христианства и русского православия. Намерены твердо обозначить принципиальные позиции, которые составляют, на наш взгляд мировоззрение людей, исповедующих эту систему духовно-этических ценностей. Мы постараемся как можно больше придерживаться строгой логики, не сбиваясь на субъективное мнение. Статья ориентирована на оппонентов христианства, но только тех, кто готов к конструктивным диалогам на основе логики и здравого смысла. "Сверхлюдям", страдающим комплексами неудовлетворенности моральными нормами общества, просьба не беспокоиться. Их доводы о том, что "всех надо пустить под нож, ибо я так хочу", вряд ли кто-то воспринимает серьезно. Почему же это должны делать мы? Тем, кто еще ищет свою жизненную позицию, и тем кто не уверен до конца, подходит ли ему христианство, также может показаться интересной эта статья. В этой статье мы не пытаемся что-либо проповедовать, также как не пытаемся доказать, что христианство единственно верный путь развития человеческой личности. Мы предлагаем детальную картину христианства как системы мировоззрения и мироощущения. Ваше право оценивать и выбирать. И если кто-нибудь, прочитавший эту статью перестанет считать христианство вселенским злом, перестанет на основе поспешных выводов и эмоций кидать в него камни и оскорблять его последователей, можно считать что наша задача выполнена. Давайте будем терпимее друг другу. Отрицать и осуждать - это так просто. "Ведь это никогда не поздно успеть" (с). И последнее - личное мнение и взгляды авторов могут по вполне понятным причинам не совпадать с позицией официальных представителей религиозных конфессий. Авторы заранее приносят свои извинения людям, чьи религиозные чувства и/или философские взгляды могут быть оскорблены данной статьей. Авторы готовы к любому открытому диалогу по данной тематике. Учитывая то, что на мировоззрение авторов влияли те или иные философские учения, пропущенные сквозь призму собственного восприятия, некоторые моменты статьи могут быть созвучны с идеями, изложенными тем или иным мыслителем. Копирайт в таких случаях не указывается, ибо нельзя обложить авторским правом прописные истины. В случаях цитирования или указания ссылок на того или иного автора копирайт мы сохраняем. |
ХРИСТИАНСТВО КАК СИСТЕМА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Большая часть нападок на христианство связана с непониманием того факта, что нельзя ставить знак равенства между сущностью христианства (учением Иисуса Христа) и отдельными деяниями церкви и людей, называющих себя христианами. Ведь, если в воде иногда тонут люди, никто же не осуждает воду. Как говорил Козьма Прутков: "Зри в корень". Крестовый поход был связан со стремлением наложить лапу на арабские богатства, а лозунг "Освободим гроб Господень!" послужил лишь фетишем, знаменем, под которое было созвано войско, ибо собирать войска для грабительского похода (коим и явился Крестовый) под лозунгом "Разграбим Иерусалим!" цивилизованным странам не пристало. Парадокс заключался в том, что большая часть крестоносцев прекрасно понимала, ради чего было затеяно это мероприятие. Меньшая часть понимала, но нуждалась в моральном оправдании своих действий. Паладины, бывшие истинными рыцарями веры и собранием добродетели, были столь малочисленны, что их не стоило принимать всерьез. Подобная же ситуация сложилась и во времена инквизиции. Гонения на науку и охота на ведьм преследовали своей целью упрочить власть церкви как государственного института. В России преследования раскольников-старообрядцев были связаны с противоборством двух партий при дворе. Примеры можно продолжить, но главная мысль должна быть ясна - во всех этих случаях преступления против людей были вызваны волей и властью патриархов церкви и были связаны с их интересами, и не имели ничего общего с христианской этикой и моралью. Вопросы существования церкви как государственного института мы рассмотрим подробнее позже, а сейчас поговорим о том, что же на самом деле составляет сущность христианства. Итак, чему же собственно хотел научить людей Иисус Христос. Первым, краеугольным камнем учения Христа является идея самопожертвования. Христос взошел на крест, чтобы спасти людей от кары за их грехи. Будучи сыном Божьим (по религиозным канонам) он тем не менее был человеком во плоти, и страдал при распятии не меньше других казненных. Подобный поступок не лежит в сфере обычных человеческих действий. Он не рационален. Он не логичен. Он не имеет смысла. Таковы доводы противников христианства. Попробуем на них ответить. Отступим от религиозного утверждения о божественной сущности Христа. Тогда мы имеем личность (или ряд личностей, впоследствии объединенных в одно лицо), стремящуюся провести в жизнь новое мировоззрение, опирающееся на основы иудаизма. Предпосылки возникновения подобной идеи - римский диктат и разочарование в политике иудаистских священнослужителей. Исход? Предрешен. Одиночке, бросившему вызов системе, не выжить. Бороться с оружием в руках? Но это - отказ от идей, которые понятны и близки простому люду, который видит в Иисусе надежду на изменение существующих порядков. Иисус, с окровавленным мечом стоящий над трупом Пилата, это революционер, диктатор, завоеватель, но уж никак не Учитель. Самопожертвование Христа дает мощный толчок развитию христианства как морально-этического учения. Христос становится идеалом поведения и эталоном духовной силы. Погибая сам, он на века продлевает жизнь своему учению. Таким образом, его распятие логически завершает его жизненную миссию. Те, кто смеется над решением Христа, наверное забывают о тех, кто подобно ему жертвовал жизнью ради торжества справедливости. Наверное, им так же смешно читать о подвигах на фронтах Великой Отечественной, когда люди жертвовали жизнью ради победы. Между прочим, Зоя Космодемьянская всего лишь подожгла конюшню, однако вряд ли кто-то осмелиться отрицать идеологическую значимость ее подвига. Как вы думаете, сумел бы СССР победить во второй мировой войне, если бы не было Матросова, Гастелло, подольских курсантов?! Сумели ли бы выжить ленинградцы во время блокады, если бы не делились друг с другом последней коркой хлеба?! Что было бы с Россией, если бы ее народ не был готов на самопожертвование?! Без института самопожертвования общество никогда не выстоит во внешних невзгодах. Человек, никогда и ни чем не жертвовавший для другого, не сможет прожить полноценную жизнь, ибо ему не узнать ни любви, ни дружбы. Его взаимоотношения с окружающими будут строиться только на коммерческой основе. От этого христианская мораль отговаривает, в стремлении воспитать человека, способного испытать жизнь во всей ее полноте и величии. К сожалению, общественные отношения разделили людей на богатых и бедных, здоровых и больных, счастливых и несчастных. Ведь все люди разные - кто-то умнее, кто-то хитрее, кто-то образованнее. При этом у кого-то наблюдается излишек чего-либо, а другой испытывает в этом острую нужду. Но мы не всегда готовы делиться с нуждающимся, ибо то, что мы имеем, принадлежит нам по праву сильного, умного, смелого, предприимчивого и т.д. Но не лучше ли было, если бы человеческие взаимоотношения строились на понимании, солидарности и бескорыстной взаимопомощи. Может быть тогда не было бы бедных и больных?! Может быть тогда все были счастливы?! Но это невозможно, пока каждый живущий не будет способен на самопожертвование. А теперь хотелось бы поговорить о смирении. Очень многие, почему-то приравнивают смирение к так называемому "пофигизму". Мол бей меня сколько хочешь, а мне все равно. В нашем понимании смирение - это готовность принять самый неблагоприятный вариант развития событий. Известный американский психолог Дейл Карнеги в одной из своих книг пишет, что беспокойство, вызванное неспособностью смириться со сложившимся положением вещей, является одной из ключевых проблем человечества. Под воздействием беспокойства, люди совершают необдуманные поступки, еще больше усугубляя неблагоприятную ситуацию. В качестве панацеи он предлагает следующий рецепт: Тот, кто смирился, тому уже нечего терять, а остается только приобретать. Как гласит древняя восточная мудрость: " Будь готов принять худшее, но стремись к лучшему, используя все свои возможности". Итак, смирение - это готовность принять события в их наихудшем варианте. Это тот базовый эмоциональный минимум, который в экстремальной ситуации позволит человеку действовать согласно необходимости. Смириться - не значит опустить руки. Смириться - это значит подавить в себе излишние эмоции и быть готовым принять свою судьбу. Герои скандинавского этноса смирились, ибо знают, что погибнут в Рагнареке. Это не мешает нам восхищаться их отвагой. Смирение средневекового рыцарства в его девизе - "Делай, что должен, и будь что будет". Мы всю жизнь проводим в смирении, ибо заранее готовы умереть. Смирение - способ справиться со страхом. Страх - самое ужасное чувство человека. Слабый может победить сильного, но сильный трус не победит никого и никогда, ибо страх его мешает ему воспользоваться силой. Но тем не менее, страх естественен для человека. Нельзя не бояться, но можно заставить себя перебороть страх. Так зачем бояться неизбежного? "Нам всем улыбается смерть, но и мы можем улыбнуться ей в ответ" - говорит герой Рассела Кроу в фильме "Гладиатор". Будь готов к худшему, не бойся и делай, что должен - таков смысл христианского смирения. |
Приведем два примера - один из реальной истории, второй из библии. Великая Отечественная, а впрочем любая другая война - арьергард отступающей армии должен задержать силы противника. Бежать нельзя (долг, заградительные отряды, просто некуда). Победить нельзя, ну что сделает рота против дивизии. И маневрировать нельзя - за спиной идет эвакуация мирных жителей или раненных. Подобную ситуацию вообразить нетрудно. Представьте только! Жить, видеть небо, траву, речку вдали, помнить, чувствовать, осязать - и знать, что ты уже мертв. Что скольких бы атакующих ты не убил, сколько бы танков не поджог, через пять минут или через полчаса, неважно, ты будешь лежать мертвым, и твое тело вомнут в землю гусеницы вражеских танков или копыта их конницы. Знать, что ты уже мертв! Где найти в себе силы для того, чтобы элементарно не сойти с ума от нереальности происходящего? Чтобы не застрелиться от безысходности, и не сжаться в трясущийся от ужаса комок на дне траншеи, а до последнего выполнять свой долг, спокойно "улыбнувшись смерти в ответ"? Только в ненависти или в смирении. Смирившись, мы читаем Хербертовскую "молитву против страха". И делаем, что должны, ради того, во что верим. И значит, не напрасно отдаем жизни. Библейский мотив смирения еще более красочен. Это ожидание Христа в Гефсиманском саду. Если кто не читал библию, то время после тайной вечери и до ареста Иисус провел в ожидании в Гефсиманском саду. Зная, что осталось еще немного времени, и за ним придут. А потом - пытки, издевательства и мучительная смерть на кресте. Представьте себя на его месте! Знать, и, в случае с Христом, быть способным все изменить, но смериться с собственной смертью ради торжества идеи! И после этого Иисуса еще обвиняют в трусости! Можно мчаться на врага во весь опор во главе верного войска. Можно быть героем, когда есть хоть малый шанс на победу и жизнь. Но найти в себе силы достойно встретить свою судьбу, зная, что ты не доживешь до завтрашнего рассвета, на наш взгляд гораздо сложнее. Кроме того, смирение можно рассматривать как синоним понятие "терпение". Смирение ранних христиан позволило им добиться прекращения гонений и признания их веры. Терпеливо ждать, накапливая силу более мудро, нежели бросаться очертя голову навстречу судьбе и сгинуть, не добившись цели. Смирение, как терпение помогает преодолеть чувство безысходности. На захваченных немецкими оккупантами землях белорусы и украинцы жили до 1943 года. Что помогало воюющему в окружении партизану или живущей в захваченном хуторе женщине не потерять надежду? Уверенность в том, что наша армия рано или поздно начнет наступление, значит надо ждать, набраться терпения. Осмотрительность при принятии решения, терпение, холодный рассудок противопоставляются христианской моралью бессильным стенаниям и заламываниям рук. Смиренный человек преуспеет там, где более горячий, ослепленный амбициями и гордыней потерпит поражение. Этому учит христианство. Еще одним столпом христианского учения является искреннее раскаяние. Раскаяние подразумевает прежде всего признание своей ошибки и приобретение опыта. Также оно свидетельствует о внутренней силе человека, который готов признать свою вину и сделать шаги к примирению. А ведь многие конфликты и проблемы возникают из-за того, что кто-то считает себя слишком гордым для того, чтобы признать свою неправоту и первым протянуть руку в знак примирения. Но "кто здесь безгрешен, пусть первым кинет в меня камень". Все мы в своей жизни совершаем ошибки большие и малые, и от того сумеем ли мы их осознать и раскаяться в своих действиях зависит наш успех и неудачи в будущем. Гистас, раскаявшись в последний момент своей жизни, будучи распятым на кресте, в душе перестал быть разбойником. И Христос говорит ему: "Ныне будешь со мной в Раю". Раскаяние - есть основа самосовершенствования человеческой личности. Если мы в чем-то искренне раскаялись, то не повторим этого в будущем, и следовательно сделали еще один шаг по бесконечному пути совершенства. А не является ли этот путь целью всего земного существования?! Ведь любая конечная цель не может быть целью жизни, ибо достигнувший ее теряет смысл дальнейшего бытия, а не достигнувший прожил жизнь зря. А вот стремление к самосовершенствованию - процесс, смысл которого в самом пути, а не в конечной цели. Таким образом, мы подошли к следующей важнейшей составляющей христианства, а именно к ответственности за свои поступки. Христианство отрицает предопределенность судьбы человека. Предполагается, что поступки христианина подвергаются оценке и переосмыслению. Судьей в религиозном смысле является Бог. В более широком понимании - ответственность мы несем перед своей совестью и перед своими ближними. Ведь не исключено, что Бог - это нечто, что находиться внутри каждого из нас, также как Рай и Ад, возможно, находится не на Небесах или в Преисподней, а в душе каждого человека в зависимости от его мироощущения. Следовательно, Бог - это в какой-то степени наша Совесть. Именно она сжигает нас изнутри, превращая порою жизнь в Ад на земле и только путем искреннего раскаяния, вновь обретаешь в душе покой. Но эти муки необходимы, поскольку они способствуют совершенствованию человеческой личности. Судьи, более строгого, чем он сам, человеку не придумать. Подобный подход учит человека за все отвечать самому, а также тщательно взвешивать свои слова и деяния, ибо ответственность он несет прежде всего перед самим собой, а не перед общественными законами или высшими силами, и эта ответственность ничто иное как необходимый элемент свободы личности. Итак, мы подошли к одному из важнейших вопросов: "Является ли христианство орудием порабощения человека или это, наоборот, один из путей к свободе и независимости личности". На наш взгляд, ответ на этот вопрос очевиден. Христианство отнюдь не подавляет свободу воли. В данном аспекте имеет смысл отметить два момента - один с точки зрения обоснования, не приходящего в противоречие с религиозной трактовкой, другой с точки зрения этической системы. Божественная воля Христа ни к чему не принуждает человека. Бог, в религиозной трактовке, хочет видеть человека, удовлетворяющего некоторому "стандарту качества". Но человек волен поступать так, как ему вздумается. Божественная Воля не всегда совпадает с Волей Человека, но Воля Человека всегда совпадает с Волей Бога, даже если Бог и не одобряет подобное волеизъявление. (Это вопрос из области схоластики, и мы не будем на нем подробно останавливаться). Имеет ли смысл вводить ограничения на свободу воли? И если да, то какие? Многие противники христианства говорят, что свобода важна сама по себе. Человек должен делать выбор, и не важно, какой выбор он сделает. Однако имеет ли смысл выбирать между воровством и честным трудом? Между разрушением и созиданием? С точки зрения любого этико-философского учения учение должно взять на себя просвещение своих последователей, и оградить их от неверного выбора. А судьи кто, спросите вы? Судьи - здравый смысл, забота о благосостоянии общества в целом и о духовном оздоровлении человечества. К тому же огромное количество людей, не являющихся верующими вообще или христианами в частности, не соблюдающее посты и не ходящее в церковь, едва ли испытывает какое-либо давление или ущемление личной свободы со стороны последней. Как христианин, так и атеист имеют равные общественные права и возможности. Чего скажем, нельзя сказать о партийных и беспартийных во времена развитого социализма. Времена, когда церковь являлась орудием поддержания власти в руках государства и правителей, давно канули в Лету. Общество стало более рациональным, что, безусловно, отразилось и на религии. Разумеется, и в наше время можно встретить религиозных фанатиков, но это не более чем частный случай. Хочется в очередной раз отметить, ибо эта мысль нам кажется очень важной: Быть или не быть рабом зависит от конкретного человека и только от него, а что касается христианства, то приведем еще одну неоднократно высказанную фразу. Как сказано в том же Писании: "Каждому по способностям его". Для кого-то просто достаточно принять заповеди и исправно их соблюдать, кому-то откроется нечто большее. А кто-то просто извратит смысл Писания и будет использовать его в своих корыстных целях. Библия - это удивительная книга. Каждый может найти в ней то, что хочет. Раб - найдет в ней то, что рабом быть хорошо. Воин то, что защита своего отечества - святое дело. Библия - это книга не о том, как надо жить и поступать, а о том, как можно жить и к чему стремиться. Это книга о Пути. Пути совершенствования человеческой души. Как любящие отец или мать заботятся о ребенке, запрещая ему играть на дороге, чтобы не сбила машина, так и догматы христианской веры оберегают ее паству от жизненных ошибок. Когда дитя вырастет, оно само сможет позаботиться о своей безопасности на дороге. Когда человек наберется жизненного опыта и жизненной мудрости чтобы ответственно делать выбор, он сможет расширить те или иные рамки учения, которому до этого следовал. Но каждый ли из нас может с уверенностью сказать, что он уже достаточно "взрослый"? |
ХРИСТИАНСТВО В СИМВОЛАХ, ОБРЯДАХ И ЗАПОВЕДЯХ
В начале этого раздела хотелось бы поднять вопрос, который очень важен для дальнейшего восприятия текста. Этот вопрос является одним из ключевых моментов любого спора, и тем боле странно, что ответ на него редко кому удается удачно сформулировать. Это вопрос о том, верить или не верить в Бога, если верить, то зачем и т.д. Вера - это особое состояние души человека. Одни люди верят, а другие нет. Никаких иных стимулов к вере, как-то стремление к справедливости, поиски истинны нет и быть не может. Вера - это как любовь. Один человек любит, и в упоении своим чувством слагает избраннице стихи и поет серенады, а другой смотрит на него, и, крутя пальцем у виска, говорит "Ты что, братец, какая любовь. Я вот только про секс знаю". Пока человек не полюбит, он не поймет влюбленных. Пока не поверит, не поймет верующего. С этой точки зрения, не имеет смысла тащить кого-то в религию силой. Если мы примем как аксиому, что Бога нет, то выполняющий заповеди христианин остается просто достойным человеком. Если же примем как аксиому, что Бог есть, то достойно живущий атеист все равно попадет в рай, так как ему жить не по заповедям не позволит воспитание, интеллект, культура и т.п. О христианских заповедях ходит много легенд. В конечном итоге все они сводятся к следующему заключению - заповеди ограничивают человека, навязывая ему прямо-таки невыносимые условия существования. На самом деле все далеко не так ужасно. Прежде всего, заповеди не являются искусственными - перечень правил поведения, известных как заповеди Христовы, является перечнем эталонов поведения, естественных для разумного существа, и выполняются большинством из нас в повседневной жизни на уровне социальных инстинктов. Далее - многие негативно воспринимают заповеди, т.к. не до конца понимают их смысл. Следовательно, разумно будет остановиться на более глубоком содержании заповедей. Это не займет много времени, но тем не менее снимет некоторые вопросы. На наш взгляд, делить заповеди собственно на Божьи заповеди, заповеди блаженства, смертные грехи и проповеди Христа не имеет смысла. Во-первых, они часто перекликаются. Во-вторых, некоторые из них являются чисто символическими (например, про день субботний). Зачем нужны заповеди вообще? Вроде бы, по большому счету они не нужны, ибо должны быть естественны для каждого Человека, но к сожалению далеко не каждый достиг того уровня развития личности, чтобы получить право называться Человеком, а поскольку заповеди касаются не столько конкретного человека, сколько затрагивают сферу межличностных отношений, то их нарушение ведет к разрушению гармонии общества. Посему обществу, стремящемуся к гармонии, необходим определенный сдерживающий фактор. В нашу высокотехнологичную эру, когда большинство "уже не верит в одряхлевших богов" таким сдерживающим фактором являются законы, кодексы и органы правопорядка, но во времена Иисуса Христа вера в Силы Небесные была естественна и этим самым сдерживающим фактором являлись заповеди, они и сейчас являются таковыми для людей живущих согласно христианской традиции. Как уже говорилось выше, учение, а затем и церковь берут на себя труд просвещения своих последователей/паствы и заботу об их духовном и телесном благополучии. Ибо помимо заботы о душе прихожан, церковь, как социальный институт должна заботиться и о здоровье нации, если хотите, о ее генофонде. Заповеди таким образом выступают в роли: а) нравственных правил, направляющих человека к совершенству б) простейших законов, призванных стоять на страже благополучия общества в) воспитательных норм, заботящихся об облике члена общества. Следовательно у нас есть три группы заповедей : I Заповеди-законы
II Нравственные заповеди Нравственные заповеди направляют человека в его духовном развитии и совершенствовании.
|
[Фантастика] | |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки |
|Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть |
© Материалы и советы Н. Перумов. 1997-2002 © Статья Кельт, Орлангур. 2001 © Дизайн В.Савватеев, С.Черняев. 2001 © Составление, верстка С. Черняев. 2002 © Дм.Ватолин (Русская фантастика). 2001-2002 |