Галерея
BARARUM:  Интервью Майка Гончарова

[Интервью][О сущности Бога]

Расскажите пожалуйста о истории группы.

Да что тут рассказывать, Барарум существует чуть больше года. Основателями его являемся мы: Страхиня и Криг (ну сменил Фесс имя...) Есть книги, которые мы любим, вот мы и решили писать по ним музыку. Пока реализован один альбом - "Возрождение Дану". Группой мы себя б не назвали, просто проект такой - по книжкам, что нам нравятся.

Почему именно АМДМ вы выбрали для альбома? Многие больше любят первые книги Ника, многие последние. А вы?

Страхиня: Так уж получилось, что особо задумываться над тем, по какой книге фэнтэзи писать музыку, нам не пришлось. Капитан, Сапковский и Семёнова были для меня самыми сильными на тот момент. Писать музыку по Толкину я, честное слово, не хотел. Музыка по творчеству Семёновой, по моему мнению, должна быть несколько иной, чем та, что я хотел делать, да и творчество Марии Васильевны мало напоминает фэнтэзи. Сапковский и Капитан были ближе - по духу, по атмосфере, по настроению. К тому же, в то время я как раз прочитал АМДМ, и что говорить - был под сильным впечатлением от прочитанного. А на счёт старых книг Ника - вот и правда, моя любимая книга Ника - "Земля без радости". Но, как ни странно, я прочитал её уже позже АМДМ. АМДМ - хорошая получилась книга. Сильная. Очень многогранная, но вместе с тем цельная. Перумов, одним словом. Хороший Перумов двумя. :) Есть хорошие писатели, Ник - один из них.

Толкиен, Перумов, Сапковский. А кто вам ближе? Чей взгляд на мир?

Страхиня: Люблю я вопросы о Толкине... я на них никогда не отвечаю. Тут надо делать или отдельный разговор, или не говорить вообще. С Перумовым и Сапковским тут всё проще - они свои. Вот Олди - чужие, хоть и живут недалеко, а эти двое свои. Читаешь разные книги, разных писателей, разных эпох, разных стран, вроде интересно, вроде здорово, тот же Гудкаинд, а не то... не своё. Чужая жизнь, чужая кровь. И тут дело не в расстоянии или времени. Память крови - она бесконечна, она всегда проявляется. А Перумов и Сапковский, они пишут о далёких мирах, но всё равно очень близких. Что до меня лично, моим любимым писателем есть... женщина! То, что делает она, и есть ближе всего мне. Не трудно догадаться кого я имею в виду - Марию Семёнову. Криг: что до меня, мне очень нравится Сапковский. Его Ведьмак - это действительно стоящая вещь! Толкин мне не понравился - я устал его читать, запутавшись в генеалогическом древе господина Сумникса - Перумов лучше! В его романах нет таких длинных генеfлогических древ! :) Моей любимой книгой Ника является, как нетрудно догадаться, АМДМ+апгрэйты! :) Ну а любимый персонаж - не знаю.

А как вы считаете должно ли фэнтэзи быть красивой героической сказкой, и привнесение реализма в него (как делают Перумов и Сапковский) оправдано? И в связи с этим - что для вас фэнтэзи, почему вы его любите?

Страхиня: Майк, сам я не хочу отвечать на вопрос, что хорошо, а что плохо, а ещё больше я не хочу, чтобы на этот вопрос отвечала сама фэнтэзи. Для меня фэнтэзи - как бы определённое отображение жизни, а сама по себе жизнь никого ни к чему не обязывает, лишь отношение к жизни накладывает обязательства. Я думаю, фэнтэзи не должна никому и ничего, и тем более не должна за что-то и перед кем-то оправдываться. Она такая, какая есть. И именно то, что существует и называется фэнтэзи и есть фэнтэзи - это как с языком: например, говорят, что какого-то слова нет в русском языке, скажем, слова "капец", но это слово используют миллионы людей, разговаривающих именно на русском языке - так как же можно утверждать, что такого слова нет? Ведь сначала появляется само понятие, а после - слово для его описания. Искать какой либо долг в фэнтэзи я бы не стал, так как практически невозможно точно определить, что есть само фэнтэзи. Ведь сейчас к нему относятся книги писателей, по смыслу и стилю полностью противоположных друг-другу. Разве что начать измерять не качественно, а количественно: скажем, по количеству магов на страницу машинописного текста, если есть в книге толстый дракон с желтыми глазами - это всамделишнее фэнтэзи, а если использовано меньше 54 видов заклятий, так это уж, простите, не фэнтэзи, а какая-то мыльная опера. Я думаю, единственным параметром определения фэнтэзи есть атмосфера - чувства, порождаемые при чтении. И пусть это будет "красивая героическая сказка" или совсем наоборот (не в смысле некрасивая и не героическая :) ). И пусть меня съедят живьём, но если "Русский меч" (который, кстати, ты мне и подкинул) - фэнтэзи, то я - библейский старец! Для меня это НЕ-фэнтэзи по атмосфере! Это НЕ Толкин, это НЕ Легуин, это НЕ ... Перумов! Это другой Перумов. Уже не автор фэнтэзи. Для меня по своей атмосфере эта вещь сродни только одной книге - тот самый "Меч мёртвых" Марии Семёновой. Точнее не всей книге, а лишь одному герою: читая русский меч, мне как живой представился Страхиня. Возникло чувство ощущения непреклонности судьбы, чувство отсутствия выбора - чувство долга. Да здравствует Капитан! - действительно выдающийся писатель фэнтэзи! ...и не только. Но внутри этого замкнутого круга, что называется фэнтэзи, есть действительно совершенно разные книги - разные миры, разные жизни. Разные атмосферы. И одни из них я люблю и они для меня близки и понятны, другие - совершенно чужие. И сейчас мне ближе Сапковский с Перумовым, чем Толкин. Они именно ближе, но не лучше. Сапковскому и Перумову ещё очень далеко до гения писателя Токнина. Вот Фродо и Фесс - как их сравнить? Я люблю фэнтэзи и именно фэнтэзи, что бы это ни значило. :)

То есть? Что значит атмосфера и чувства? Какую атмосферу должно порождать фэнтэзи?

Страхиня: Для меня отличие фэнтэзи тем и отличается от фантастики, что она вызывает в первую очередь чувства, а лишь потом проходит через сознание. SF - то, что познаётся логикой, fantasy - воспринимается чувствами. Фантастика расчитана в первую очередь на мысли - какую-либо предметную область, которую можно формализировать. Ну не вызывает у меня сильных чувств робот, управляющий северным полушарием (не головного мозга конечно :) ), хотя он заставляет думать. С другой стороны чёрный плащ Фесса не особо заставляет задумываться, как будто при решении какой-то математической задачки, но вот чувства при этом возникают самые убедительные. Атмосфера - набор всех чувств, вызываемых при чтении, что такое чувство, я думаю, ты знаешь. :) И чем сильнее атмосфера, тем лучше книга. По поводу возможности познания мировозрения логикой лучше прочитай "Миг бытия так краток" Желязны, из "Не приходи ко мне зимою снежной". Фэнтэзи как бы влияет на мировозрение вцелом, не останавливаясь на каких-то деталях. Оно просто "учит" жизни.

По Семеновой, мне интересно мнение Страхини о ее совместных проектах - понятно что Скунс тебе не нравится (это я вычитал на форуме). А как тебе ее работа с Константиновым? Как я понимаю, нравится, ведь "Меч Мертвых" ты называл одной из любимых книг? Ведь даже ник твой из этой книги?

Страхиня: Да, ник из этой книги. "Меч Мёртвых", наверно, моя самая любимая книга. Я не знаю, чьего вклада там больше - Семёновой или Константинова (писала явно Мария, не узнать её сложно), но книга отличается от других работ Марии Васильевны, а тем более Константинова. Существует мнение, что книги Марии - женские. Не знаю, что подразумевают под этим люди, придумавшие такое. Я же думаю так: Мария - она действительно один из лучших писателей не только нашего времени, но и когда-либо писавших. Что меня всегда в ней привлекало, так это то, что она действительно великолепно разбирается в том, о чём пишет. Я имею в виду не столько реальные исторические события, хотя и в этом она мастер, я говорю о жизненной правде тех времён, о людях и их характерах. Может быть поэтому её книги получаются настолько живыми и находят такой отклик у читающих. Мне кажется, на всё её творчество очень сильно влияет именно её отношение к жизни. И это естественно для любого писателя. Мария - человек бесконечно добрый и её представления о правде - целиком культурное понятие, и, естественно, она пишет в своих книгах не только про то, что было или могло бы быть, но и как было и как могло бы быть. И вот это 'как' иногда принимает весьма интересные очертания. Мария пытается (и успешно с этим справляется) наложить определённое культурное понятие, выработанное веками, прошедшими уже после описываемых событий, на эти самые события, хотя сама эта культура, возможно, даже противоположна существовавшей тогда. Например, её рассказ о кузнеце. Так в его конце она умудрилась сделать именно то, о чём я говорил выше: Мария пожертвовала исторической правдой и правдой жизни того времени ради того, чтобы написать то, что она считает верным, ради соственных жизненных ценностей: Эдда говорит, что кузнец убил детей ярла и сделал из их черепов кубки, которые после отослал отцу, которому потом сказал: где твои дети? А помнишь, я тебе прислал в подарок кубки, как они тебе? В конце же, по утверждениям Эдды, кузнец улетает на своих железных крыльях. Всё бы не беда, измени она только исторические события - это приемлемо для писателя. Но она умудрилась изменить характер человека, дать ему такие качества, которые ему чужды. Исказить сам дух Эдды. Как-то я задал Марии Васильевне этот вопрос, насколько сильно влияет её личное мировозрение на её книги, на сколько это мировозрение способно изменить правду, историческую или жизненную. Она ответила: "Вот правда характеров - это нечто совершенно другое. Вот тут я могу похвастаться, что способна где-то как-то представить себе логику древнего человека, местами весьма-таки отличную от нашей...Вот этой <действительности> я не изменяю никогда и ни за что, ибо зачем тогда исторические романы писать?" Так о "Мече мёртвых"... Я думаю, эта книга получилась настолько удачной потому, что она более жесткая, чем остальные. Всё это полное ИМХО, конечно же, но всё же. Я не знаю, в чём тут причина, может именно в том, что она писала эту книгу в соавторстве. Я ни сколько не хочу сказать, что Марии стоит превращать её книги в боевики - храни нас Боги! Просто, даже описывая жесткие по сути события, она делает это на столько ...гм... красиво что ли, что страницы просто пролетают перед глазами. :) Хотя и реализма Марии занимать не надо. Например, моя любимая часть - окончание "Меча мёртвых". Бой между Замятней и Страхиней. Я не смогу описать - это просто лучше всего. Я думаю, читатель всегда что-то ждёт от писателя, что-то особенное, свойственное только этому писателю. Увы, Мария сейчас занимается не тем, чего я от неё жду. Впрочем, это только я и моё ИМХО, а Мария уже сделала то, за что мне следует быть ей всегда благодарным. Большое ей спасибо за всё.

Ваши планы на будущее? Я читал о переговорах с американским лейблом и новом материале по Сапковскому. Как продвигаются дела? Кстати - почему вдруг американский лейбл, или я что-то путаю? Откуда они узнали про вас?

Страхиня: Нет, не путаешь. Мы действительно общаемся с американским лэйблом. Так сложилось не случайно, а скорее исторически. На Украине, в нашем городе, существует неофициальное объединение, именуемое Дарк Синдикат (Dark Syndicate). Это объединение включает в себя уже 6 банд - некоторые играют dark ambient, некоторые industrial, ну и мы с нашим фэнтэзи-фолком. Так вот, банды из синдиката преимущественно сотрудничают с этим американским лэйблом, ну и мы в их числе. А работа... идёт себе помаленьку. Сейчас очень сложное положение, связанное с отсутствием времени (и денег :) ) Как я говорил, новый альбом будет действительно по "Ведьмаку" Сапковского. Сейчас мы пытаемся совместить звуки народных инструментов (дудок и скрипок) со звуком электрогитар. Но вещь под рабочим названием "Плотва" уже готова! :) Ещё очень хочется сделать хотя бы несколько вещей, если не альбом, по "Танелорну" Муркока.

Слышал ли ты Skyclad, Cruachan ? Не будет ли это что-то в таком духе? Или тут будут именно славянские мотивы?

Страхиня: Майк, где ты у меня славянские мотивы слышал? :) Может со стороны слышнее, но я сам не берусь определить направление этой музыки. Барарум "живёт" практически в географическом центре Европы, и откуда тут такая музыка, я сам не понимаю. :) Я очень люблю и Cruachan и Skyclad, особенно The Merlons of Nehemiah, но я не собираюсь писать музыку сколько-небудь кельтскую по духу. Может по звучанию некоторые темы и напоминают кельтские мелодии, но само это ничего не значит и меня ни к чему не обязывает. Я думаю, чтобы писать настоящую "кельтскую" музыку, надо быть кельтом, если не древним, то, по крайней мере, наследником кельтов. А мы с моей словянской кровью в кельты не записывались. :) Хотя эти банды действительно хороши. Настоящая музыка. С другой стороны я ещё больше люблю Storm и Otyg. Хотя это уже никак ни кельты, тем более не Барарум. Барарум - это всего-лишь музыка по книжкам, к народной она не ближе, чем само фэнтэзи, и в каком она стиле, это не так уж и важно, да я и сам этого не знаю. Может кто-то сможет мне разъяснить, в каком стиле играет Барарум, буду премного благодарен. :)

Нет, славянскиих мотивов я не слышал. Но славянская кровь заставила меня предположить, что они могут появиться. Легко. Пусть это будет pagan fantasy medevial ambient (или dark ambient ) folk :-))) А ежели добавить гитары, получится pagan medevial fantasy metal. Кстати, возможно, это будет напоминать нашу группу "Ракот" - слышал их?

Страхиня: гы... ну, Майк, меня всегда поражало твоё трактование стилей :) А что значит medevial? Что-то такое перумовское - med_Evial. :) Шутка. Нет, на средневековье меня не тянет. fantasy - это да. На счёт dark ambient - привет Аркане :) на одном сайте нас, кстати, окрестили medieval/ritual... Ракот - слышал, конечно.

Это стиль такой, от СредиЭвиалья :-))) Кстати - почему Танелорн? Нет, я тоже люблю Муркока ( особенно "Танцоров"), и концепция этого города очень красива, но Муркок как раз не из тех ли "чужих" писателей?

Страхиня: Может и чужой, может немного наивный, Муркок наделил Вечного Воителя качеством, которое я больше всего ценю. Я не знаю, как оно называется, но именно это качество делает схожими судьбы Фродо, Фесса, Хокмуна, Ведьмака, Страхини. Это были разные люди (ну почти все люди :)) с разными целями в жизни, но перед ними всем стояла пусть разная, но судьба. Они не были героями, по крайней мере они об этом не задумывались и к этому не стремились. Они просто жили и делали, что были должны. У них был только один выбор - быть или не быть, точнее у них не было выбора вовсе, т.к. во втором случае это самое "не быть" приобретало буквальное значение - небытие. Им оставалось только жить и делать должное или умереть. Вместе с этим, Танелорн действительно очень красив. Даже само это слово звучит как бы в унисон с сущностью самого города. Действительно очень хорошая книга.

Как я понял из ваших слов, вы все любите тяжелую музыку? Даже блэк-металл? Почему тогда вы взялись именно за такую музыку, а не за тяжелую? Кстати, как вы определили сами вашу музыку?

Страхиня: Ну люблю. А самыми лучшими считаю такие вещи: 1. Immortal'95 "Battles in the North" 2. Bathory'96 "Blood on Ice" 3. Burzum, весь, очень тяжело выделить что-то отдельно. Криг: Я слушаю death/grind. Уважаю работы 1. Death "Symbolic" 2. Canibal Corpse "Vile" 3. Sepulture "Arise" Вместе с тем, оба очень любим Blind Guardian. А почему играем так, как играем... так нам нравится :). Больше сказать нечего. Будем играть дальше - будем видеть. Что получится, то получится. Как сами определили... ну если не pagan fantasy medevial ambient :) то просто fantasy folk.

Сразу море вопросов по этому поводу. Во-первых - Immortal, Bathory, это все музыка с сильным влиянием северного, викингского духа. Как я понимаю, тебя привлекает дух Эдды, викингов и т.д.? Собственно ты об этом говорил мне как-то в личной беседе. Но вот в чем вопрос - почему интерес к славянской мифологии и культуре столь часто соседствует с интересом к викингам? (Это видно хотя бы на примере любимой тобой и мной Семеновой, нашей питерской славянской группы Северные Врата и многого другого). Ведь на первый взгляд славяне и викинги были геополитическими соперниками в те времена? Как это согласуется? Это просто привлекательность яростной викингской атмосферы или все настолько смешалось за последние века что трудно уже понять, кто чьи предки? Я, например, работаю сейчас над материалом о финской группе Fintroll и с удивлением выяснил, что они считают частью своего наследия славянскую музыку и культуру:)

Страхиня: в данном контексте слова северный и викингский немножко не синонимы. Immortal на столько далёк от викингов, как и от славян (я имею ввиду далёк по концепции своих произведений, а не по происхождению). Да и Bathory c Burzum как бы не Einherjer. Всё это ярко выраженный блэкметал (пишу на английский манер, вместе и с одной л). Тут мне не очень хочется влезать в какие-либо тонкости, так как сам Барарум - это немного не блэк :) А делясь своим мнением о Варге, я слишком отдалюсь от темы, да и превращать всё это в статью по поводу блэкметала я не хочу. :) А сам по себе дух Эдды меня действительно привлекает. Как ты сказал, и своей яростью, и своей мудростью. Ну были славяне и викинги геополитическими соперниками, так что? Зато сам политический уклад, тогда обуславливавшийся просто мировозрением, определённым мифологическим подходом, и географическое положение были близкими. Да и сами люди были похожи. Отличались, конечно, но эти отличия были скорее количественными, не качественными, как между ними и их современными наследниками. А что смешалось, вот это определить действительно трудно. Как бы мы с тобой живём в разных государствах, а похоже друг на друга гораздо больше, чем, скажем, я и житель западной Украины или ты и какой-нибудь кубанский казак (надеюсь, я тебя не обидел сравнением с собой :) ) Тут дело опять же скорее в мировозрении, очень сильно зависящем от геоисторического фактора, чем от геополитического. Вот например: я осмелюсь утверждать, что я не такой, как другие жители Украины, только потому, что родился именно в этой её географической части, имеющей именно такую историю, а не в какой-либо другой. Для меня Украина состоит из таких частей как северовосточный славянский центр (мой Житомир, Киев, древний Коростень), западная Украина с совершенно другими по менталитету людьми, восточная часть, где люди скорее ближе к российскому краснодарью, чем ко мне (говорю, основываясь на личном опыте, поскольку доводилось бывать), ну и последней частью является Крым - земля, больше похожая на Грецию. Думаю, можно было бы так же расписать и Россию, был бы смысл. Такой раздел определён именно геоисторическим фактором. И поэтому я как бы здесь на своём стуле, а ты как бы там на своём, хотя общего в нашем мировозрении много. Здесь же следует отдать должное "новой" истории, которая смогла за каких-то полтора столетия так изменить мир, как не смогли его изменить тысячелетия до. И эти изменения произошли прежде всего в мировозрении, об остальном даже не нужно говорить. Майк, что у тебя за вопросы - я всё время уезжаю куда-то в сторону! :) Возвращаюсь: Мешают эти культуры по разным причинам. Я лично интересуюсь не столько культурой как таковой, историей или мифологией, мне в первую очередь интересны характеры людей, не обязательно древних славян или викингов. Второй вопрос, что я считаю лучшим. А характер (личность) нельзя понять, не познав окружения этого самого характера, по возможности всех внешних факторов, среды существованя. А тут нет ничего ценнее именно мифов. Они описывают людей гораздо точнее, чем история. Они передают суть, культуру, мировозрение. Всё, что угодно. Мифы - зеркало мира, как Боги - отражение человека. Так Один мне интересен прежде всего как характер, а не как Бог. Мне интересно, как он живёт, что он делает и почему. А все атрибуты Одина безусловно красивы, но второстепенны. Один для меня источник мудрости, способ понимания жизни, отношения к ней. Впрочем, это относится ко всей небесной компании и не только северных Богов. Ведь Боги представляют собой как бы экстракт людей, верящих в них. В Богах сосредоточены все людские качества, добродетели и пороки, естесственные для людей. Впрочем я немного отвлёкся :) На самам деле я не смешиваю эти две культуры - я их просто не отделяю одна от другой. Так как нет смысла рассматривать древних славян отдельно от викингов, поскольку взаимных вклад их культур очень велик. Ты говоришь о смешении 2-х елементов - культуры славян и викингов, я же думаю, сюда для полного комплекта надо добавить третий элемент. Его выбор очевиден - это фэнтэзи. Для меня это первоэлементы, при смешении которых появляются такие характеры, что и не хочется искать дальше. Сейчас же, по правде говоря, Один с компанией становятся просто популярными. Это такая же беда, как с профессором Толкином.А тут, потихоньку, по смазанной дороге национальной идеи, начинает вылазить Перун со своей компанией. И отношение к ним в массах сейчас примерно такое же, как к Толкину. Я удивляюсь, как у нас ещё не носят футболки с изображениями Фродо или назгула какого-небудь. Людям нравится чувствовать себя частью чего-то великого, хотя это самое великое зачастую не имеет к ним никакого отношения. А на счёт Fintroll, так вот тебе такие строки: "Никогда светить не выйдет Из горы на волю месяц, Никогда не выйдет солнце, Коли я не отпущу их, Коль сама не дам свободы..." Кому бы ты приписал эти слова? Ответ очевиден - Моране, железных гор хозяйке, кому же ещё! А вот и нет, это слова Лоухи, хозяйки страны туманов Похъёлы. Так говорит Келевала. Какой же ответ тут ещё нужен? Например, у меня в городе также есть блэк банда под названием Вальхалла, ну откуда такое название для банды, проживающей в географическом центре Европы?

А откуда в Южной Америке кельтская группа Thuatha De Danann? :-) ИМХО это действительно мода. Хотя твое мнение о Варге мне интересно, но спрашивать не буду :-)

Страхиня: ну и не надо :)

А почему именно "Кровь на льду" ? Вроде бы этот альбом Bathory был своебразным изданием неизданного материала как я помню? И мне кажется, что "Twilight of Gods" (и даже Hammerheart ) более цельная вещь - что ты думаешь об этом?

Страхиня: Угу. Бэтори действительно записали старые вещи, но альбом получился цельным. Все вещи слушаются как один большой трэк, такой себе гимн. Альбом получился какой-то зрелый что ли. Создаваемая атмосфера просто замечательна. Старые альбомы Бэтори - это блэкметал. Как ты говоришь, "трю". А "Кровь на льду" - это уже не блэк. Что-то другое, вышедшее из блэка. I`m but a man. Mortal a man. But she leaves no footprins in the snow. Still I follow on to where she is going For she has promised me magic if I follow on.

Может быть ты и прав, но вот блэком на Hammerheart и Twilight почти не пахнет ИМХО. Слушаешь ли ты современные скандинавские эпическо-блэковые группы - Einherjer, Thyrfing, Vintersorg, Finntroll и т.д?

Страхиня: Слушаю, хотя это твоё слово "эпический" меня почему-то страшно раздражает. :) И это действительно замечательные банды. особенно Эйнхейер. Их Dragons когда-то по-настоящему впечатлил меня. Редкое сочетание хорошей лирики и мастерской музыки - мастерской не потому, что очень сожной (хотя в данном сучае подходит и это опредеение, чего стоят одни басс-партии в Драконах), а потому, что она великолепно передаёт ту атмосферу, кторую ты назвал яростной. Come with me Be a part of my Ballad of the swords

Что думаешь о сегодняшнем блэке и постоянных разборках на тему "истинности"? Должны ли блэковые тексты быть обязательно связаны с сатанизмом ? ( хотя вроде бы история сама ответила на этот вопрос:).

Страхиня: Майк, для меня блэк никогда не был сатанинской культурой. Да и понятие сатанизм я отношу не к антихристианским понятиям, а как раз наоборот - для меня сатанизм был и будет частью христианства, ненавистного навсегда. Понятие сатанизма и общепринятое понятие христианства для меня объединены в одну идеологическую группу христианства, а чем оно отличается внутри неё, мне уже не интересно. Бороться ПРОТИВ христианства вещь сама по себе бессмысленная, если за душою нет того, ЗА что надо бороться. И тут история действительно сама ответила - люди борются ЗА свою культуру, а то, что против х-ва, так это уже следствие. И опять же, может ты заметил, я очень не люблю, когда говорят, что кто-то кому-то что-то за что-то должен. Блэк, как и фэнтэзи, - это выражение определённого отношения к жизни. Не спорю, что первые банды имели сатанинское направление - тоже Бэтори, а вот название "Кельтские Морозы" вовсе не обязывает ни к какому сатанизму. Для меня, например, лучшей блэк бандой является Иммортал, особенно их альбом "Битвы на севере". Ты хоть слово там против христиан слышал? Им нет до него дела, потому что Аббата и Демоназа всегда занимал их Север и их Морозы, а не какое-то христианство. И врядли хоть кто-то поставит под сомненье их "истиность". О сегоднешнем блэке: по мне, так блэк умер в 98 году. После я не слышал ни одного стоящего блэкметал релиза. Я не называю "тру" блэком банды вроде Einherjer, Cruachan - это, безусловно, классные банды, но всё же это другая музыка, не блэк. Я с удовольствием слушаю старый Immortal (новый Иммортал Аббата играет уже далеко не блэк, хотя всё ещё стоящие вещи), старый Satyricon, Darkthrone/Isergard, старый Burzum, Mayhem, все старые норвежские банды. И это здорово. А сказать про новые банды, что они играют блэк, я не могу. Многие играют замечательную музыку, но другую, не блэк. Может по звуку это всё ещё блэк, но атмосфера уже другая, а атмосфера есть штука определяющая.

Ну говорить о том что Einherjer, Cruachan претендуют на блэковость несколько нечестно. Это все таки другие стили с некоторым влиянием блэка. А вот что ты думаешь о тех кому сегодня достается столько тухлых помидоров и от блэкарей и от христиан : Cradle Of Filth, Dimmu Borgir. Одни их обвиняют в продажности и неискрености, другие читают анафему именно в их адрес, а почему-то не адрес тех самых "трю" блэкметалл воинов.

Страхиня: Музыканты они очень классные. От Сторбмаста я просто в восторге. Да и ранний Cradle довольно сильная банда. Что потом с ними случилось? - а я знаю, укусило что-то наверно. Вот мы какие страааааашные, бойтесь нас! К диснею бы их с их новым 'имиджем' да и музыкой. Ясно, что блэкарям такое не нравится, а у христиан свои... гм... странности. Хотя на самом деле и 'трю' они тоже не любят - ну оправдывала обложка "Fuck me jesus" своё название, не совсем, конечно, естественным образом оправдывала - я имею ввиду предложенный метод этого самого fuck - ну так что? - зато этот альбом был официально запрещён в Англии. А кто такие, опять же, Имморталы, они и не знают, т.к. самим Имморталам наплевать на христианство. Ещё с одной стороны, так посмотри на 'дело', учинённое над Варгом - как они все его любят. Ведь... всё-всё, я помню, о Варге ни слова :)

И еще вопрос о планах - будут ли тексты, если будут то на каком языке, если нет то почему? Все таки инструментал вопринимать тяжеловато и выразить все что хочется, мне кажется, тоже нелегко без слов (это конечно полное ИМХО ).

Страхиня: Тексты будут. Ничего не могу сейчас обещать, но тексты будут. Нам прийдётся менять всю концепцию построения музыки для тех вещей, где планируется вокал, так как инструментал действительно очень отличается от песен. Такая музыка должна быть самодостаточной, ведь здесь нельзя обойтись многократно повторяющимися рифовыми партиями. Чем хороши слова - ими гораздо легче выразить саму идею, не передать атмосферу, но выразить мысь. И именно тут твоё ИМХО не ошибается :) - просто слушая нашу музыку, не зная идеи, тяжело догадаться, что она на самом деле по книге Перумова :)) Я думаю, пара песен с вокалом Бараруму не повредят. Посмотрю, что лучше - мужской или женский, может даже на "блэковый" потянет в некоторых отдельных моментах - надо ж как-то злых магов показывать :) А язык, так тут большой альтернативы нет - или русский или английский.

Какова сейчас ситуация на украинской тяжелой музыкальной сцене? Мне известны только ваши языческо-сатанистские коллективы. Действительно тенденция такова, и почему вы заинтересовались фэнтэзи, а не поддались общей тенденции?

Страхиня: Говорю о блэкметалле, остальное меня как-то не особо интересует. Взгляд одновременно и изнутри и немного со стороны. Как обычно, хорошим людям не хватает средств + существенное давление со стороны... со всех иных сторон и прочих конфессий. :) Кстати, блэкметал сейшены не проводятся у нас в городе (когда-то занимавшем второе место в стране по проведению подобных мероприятий) уже более 3-х лет. Когда-то официально запрещённые, банды до сих пор сидят "по подвалам", в лучшем случае ездят по другим городам. Что с одной стороны всё же даёт положительный результат - люди работают! Голод хороший стимул. Некоторые небезызвестныне банды умудряются выпускаться на совсем неплохих европейских лэйблах. Это по поводу блэк-банд, а о death лучше расскажет Скриллинг. Сам я хорошо знаю эти "языческо-сатанистские коллективы". И они меня знают. Скриллинг, вон, вообще сосед Люцифагумов по лестничной площадке :) До сатанизма мне дела нет, а вот языческой культурой я действительно интересуюсь, как славянским язычеством, так и культурой викингов.

Скриллинг: по поводу death-банд см. ответ Страхини о блэке.

Говорят у вас по настоящему запрещают концерты некоторых групп. Это так? Слава Хедину мы еще не дошли до такого бреда.

Страхиня: Ну что ж, расскажу сказку, садитесь поудобнее...
Года 3 назад мой город был вторым в стране по проведению блэкметал сейшенов. Сейчас они не проводятся, на то был официальный запрет. Дело было примерно так. В ту пятницу должны были играть наш Люцифугум, харьковский Ноктюрнал Мортум и две приглашенные австрийские банды. Увы, сейшен не состоялся - отдел культуры гос. администрации наложил официальный запрет на проведение и запретил дому культуры выдавать помещение для проведения концертов. Впрочем, тут постарался не столько отдел культуры, сами они до этого не додумались бы. Постаралась всеми нами тут любимая церковь "завета иисуса христа", настучав в министерство, что местные сатанисты проводят свои тёмные встречи... с министерства приехал гм... эксперт... по части сатанистов, посмотрел на сейшен и сказал - даааа.... Может, он сказал что-то другое, но результ виден до сих пор. Как-то я спросил у пастора этой церкви (он баллотировался в депутаты по нашему округу и зашел в институт проводить свою предвыборную кампанию :) ) о том, как они всё это провернули. Он ответил гениальной фразой: "Мы ни на кого не стучали - только молились"... А потом в городской газете вышла статья, в которой автор по фамилии Ариманов :))) пишет потрясающие "факты". Например, что по улице такой-то существует клуб "юных сатанистов", символом которых - тут читай внимательно - является ШЕСТИугольная перевёрнутая звезда!!! - думаю, комментарии излишни. Недавно сейшн с участием блэк банд всё же был проведён. Но три года большой срок, город изменился, как изменился и сам блэкметал. Вот так и живём - весело, дружно...

А все таки, как думаешь - почему одно мешают с другим, сатанизм с язычеством ? Поиск разных путей борьбы с христианством?

Страхиня: Если славянская культура имеет много общего с культурой викингов, тут дело обстоит по-другому. По мне, сатанизм, явление чужое, чуждое и абсолютно противоположное язычеству как по идее, так и по происхождению. Как я уже говорил, сатанизм для меня по суте своей явление христианское и является его неотъемлемой частью, без которой не смогло бы существовать христианство в общепринятом определении, как сам Иисус был бы пустое место без Сатаны - как сказал Капитан, враг зачастую внутри нас, - а лишившись своего определения 'зла', христианство было бы бесполезно и не соответствовало бы назначению. Поэтому я различаю как бы два вида 'борьбы': одну внутреннюю, как бы гражданскую, происходящую внутри христианства - сатанизм против служителей церкви, Иисус просив Сатаны, добро против зла (даю определения сугубо христианские), с другой стороны борьба внешняя, как бы между различными идеологиями - христианством со своей внутренней структурой против язычества.
Смешивание понятий язычества и сатанизма выражено гораздо менее ярче, чем смешивание двух разных но языческих культур. Уж слишком эти понятия отличаются друг от друга. Они действительно часто смешиваются как методы противостояния традиционному христианству, увы, не из-за большого ума. Известно, кто у нас большинство 'трю' сатанистов и язычников. Что до самого христианства и способов борьбы с этим, гм, явлением. Майк, не надо делать из язычества и вообще из дохристианских культур орудие и цель в борьбе с христианством. Они были задолго до христианства до которого им и дела особого нет. Оно, язычество, не противостоит хр-ву - хр-во противостоит язычеству, как оно противостоит всему естесственному. Как сказал Сальвадор Дали - я позволяю им быть кем угодно, даже копрофагами... и пусть они уходят в свой рай, мне нет до этого дела. От себя добавлю - пусть они уходят в свой рай, но как можно скорее! Не надо бороться с христианством, оно того не стоит. Надо просто избавляться, как от надоедливых мух. Помнишь, как в Конане Конан с одной старушкой перебили целую деревню воинов? Конан с ними не воевал, не боролся (как ты выразился) - он их просто убивал, как скот. Впрочем, пусть их, ведь у нас есть дела поважнее. :)

Да в общем я и не призывал ни к какой борьбе :-))) Я просто пытался понять суть явления.
Вот вопрос который я давно хочу задать но забываю - что значит Bararum и слышал ли ты о группе Barathrum?

Страхиня: О Barathrum я конечно же слышал. Ещё бы знать, что это значит. :) А вот что значит Bararum, я знаю. :))) Самого слова такого конечно же нет, по крайней мере в словаре его не найдёшь. Это жертва перевода, точнее сразу двух переводов. С английского на русский и обратно. Помнится одна статья на сайте Олмера была названа "Толкин - жертва национального перевода" (вроде бы так). Вот тут и я добавил. :) По-русски это слово звучит как барарум, но только в одном переводе, в другом как бурурам или бурурум. Так старый энт почему-то называл орков. А может и не назвал, кто их, энтов, знает. Во всяком случае у него это слово ассоциировалось с орками. Хорошие ребята, эти профессорские орки, добрые, весёлые... А мне понравилось слово. Вот я и "перевёл" его на английский (оригинальный текст я прочёл уже позже). Так и получился Bararum. Вроде бы подходит к тематике музыки, по крайней мере сегодняшней, она ведь по фэнтэзи. :)

Ладно. Спасибо за интервью. Буду ждать новых работ.
Что бы хотел передать читателям сайта Перумова, которые захотят стать твоими слушателями?

Страхиня: Я хочу сказать большое спасибо всем, кто смог дочитать до этого места :)) Всё, что Вы прочитали, есть полное ИМХО, ни на что не претендующее. Я не хотел никому ничего доказывать или что-то оправдывать, я лишь выражал своё мнение на вопросы, поставленные Майком, а вопросы были просто замечательные, так и отвечал бы... жаль только, Майк, про Варга ты меня не спросил, так бы до сюда вообще никто не дочитал бы. :)
Тебе, Майк, тоже ладно. Спасибо за интервью, оно мне действительно понравилось. Буду ждать новых интервью. :) Твоя музыкальная страница уже давно тянет не только на тематическую подборку, но и на хороший музыкальный сайт. Это здорово - видеть, что люди работают.

----
[Фантастика] |Премии и ТОР |Новости |Писатели |Фотографии |Фэндом |Журналы |Календарь |Книжная полка |Ссылки
[Ник Перумов] |Главная |Книги |Статьи |Интервью |Фотоальбом |Диван |Галерея |Гостевая |Сеть

Голосуй за любимого писателя!
Идет голосование по литературной премии "Русская фантастика".
Награждение состоится на Интерпресскон-2002 в начале мая.
Подать заявку на участие в конференции!
©2001 Дизайн В.Савватеев, Дм.Ватолин
© 2001 Материалы Bararum
© 2001 Статья Mike Goncharov
© 2001 Верстка, подготовка: Сергей Черняев
© 2001 Русская фантастика.
HotLog Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100