Два романа, вошедшие в эту книгу Вячеслава Рыбакова, разделяет изрядный
временной интервал, и, тем не менее, сочетаются они под одной обложкой
вполне органично. Более того - сборник, возможно, выглядел бы чуть
лучше, если бы составитель, презрев хронологию, поставил написанный в 1986
году "Очаг на башне" после законченного в 1992-м заглавного романа, как
продолжающий и развивающий его основную идею. Хотя, в принципе, большой
роли это не играет: светлая утопия "Гравилета "Цесаревич" и так прекрасно
оттеняется мрачным, проникнутым неизбывной тоской по разбитой любви "Очагом".
Пожалуй, о любом из этих романов можно говорить бесконечно. Как-то
Б.Н.Стругацкий, руководитель питерского семинара писателей-фантастов, назвал
Вячеслава Рыбакова "верным ефремовцем", имея в виду его нерушимую веру
в безусловную ценность и этичность поведения всего человечества в целом,
несмотря на то, что отдельный человек может оказаться подонком и
убийцей. Однако - так ли уж недосягаемо светел душой хотя бы тот же князь
Трубецкой из "Гравилета", офицер русской госбезопасности, живущий в мире,
где отсутствует сам фундамент для разного рода "классовой ненависти" и
"общенародного гнева", ибо люди просто физически неспособны вымещать недовольство
на ближних своих и дальних? Ничего подобного: с самого начала
книги он подозревает в неискренности любимую женщину, живет с двумя женами
сразу, заведомо зная, что причиняет этим боль и той и другой, а сразу
после стрельбы по бандитам даже не интересуется ее результатами. И тем не
менее - он вызывает ничуть не меньшее сочувствие, чем мыкающийся в условиях
последней стадии "развитого социализма" изобретатель Симагин из "Очага".
Сила Рыбакова в том, что он умеет делать характеры своих персонажей
не менее противоречивыми, чем у реальных людей. Героев, от чьего имени ведется
повествование, нельзя делить на "плохих" и "хороших", все они слишком
разные и слишком сложные - и каждый в своем праве. Для фантастики такие
герои - явление нечастое, и потому, надеюсь, новая книга Рыбакова найдет
своих благодарных читателей.
|