Лого - Фэнта Зиландия
Русская фантастика
sep
Обзор фантастики
Обзор видео
sep
Новости
От автора
sep
Другие интересные материалы
Интересные ссылки

ГРАВИЛЕТ "ЦЕСАРЕВИЧ"

РЕЦЕНЗИЯ
ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ

В. РЫБАКОВ. ГРАВИЛЕТ "ЦЕСАРЕВИЧ". - СПБ.: ЛАНЬ, 1995. - 488 С.; 10 Т.Э.; ПЕРЕПЛЕТ. - (СЕРИЯ "ЧИСЛА И РУНЫ").




 

Два романа, вошедшие в эту книгу Вячеслава Рыбакова, разделяет изрядный временной интервал, и, тем не менее, сочетаются они под одной обложкой вполне органично. Более того - сборник, возможно, выглядел бы чуть лучше, если бы составитель, презрев хронологию, поставил написанный в 1986 году "Очаг на башне" после законченного в 1992-м заглавного романа, как продолжающий и развивающий его основную идею. Хотя, в принципе, большой роли это не играет: светлая утопия "Гравилета "Цесаревич" и так прекрасно оттеняется мрачным, проникнутым неизбывной тоской по разбитой любви "Очагом". Пожалуй, о любом из этих романов можно говорить бесконечно. Как-то Б.Н.Стругацкий, руководитель питерского семинара писателей-фантастов, назвал Вячеслава Рыбакова "верным ефремовцем", имея в виду его нерушимую веру в безусловную ценность и этичность поведения всего человечества в целом, несмотря на то, что отдельный человек может оказаться подонком и убийцей. Однако - так ли уж недосягаемо светел душой хотя бы тот же князь Трубецкой из "Гравилета", офицер русской госбезопасности, живущий в мире, где отсутствует сам фундамент для разного рода "классовой ненависти" и "общенародного гнева", ибо люди просто физически неспособны вымещать недовольство на ближних своих и дальних? Ничего подобного: с самого начала книги он подозревает в неискренности любимую женщину, живет с двумя женами сразу, заведомо зная, что причиняет этим боль и той и другой, а сразу после стрельбы по бандитам даже не интересуется ее результатами. И тем не менее - он вызывает ничуть не меньшее сочувствие, чем мыкающийся в условиях последней стадии "развитого социализма" изобретатель Симагин из "Очага".

Сила Рыбакова в том, что он умеет делать характеры своих персонажей не менее противоречивыми, чем у реальных людей. Героев, от чьего имени ведется повествование, нельзя делить на "плохих" и "хороших", все они слишком разные и слишком сложные - и каждый в своем праве. Для фантастики такие герои - явление нечастое, и потому, надеюсь, новая книга Рыбакова найдет своих благодарных читателей.

 



Назад