(Дело о "Приключениях Гаррета" Глена Кука)
Еще в 1979 году венгерский литературовед Тибор Кестхейи отметил в
своей книге "Анатомия детектива", что сходство волшебной сказки с
детективом гораздо значительнее, чем с произведениями любого другого
литературного жанра. Более того, все семь ролей, как правило
присутствующих в такого рода произведении, непременно имеются и в
сказке: герой (он же детектив), враг (преступник), король либо
принцесса (доверитель) - и так далее, и тому подобное.
Едва ли садясь за первую книгу о частном сыщике, действующем в мире,
населенном магами-аристократами, сказочными существами и ревнивыми
древними богами выпускник знаменитого "Кларионовского" писательского
семинара принимал рассуждения венгерского теоретика за отправную точку.
Не уверен, что Глен Кук вообще знаком с работами Кейстхейи. Однако
большинство произведений Кука, входящих в цикл о детективном агентстве
Гаррета, как нельзя более полно свидетельствуют в пользу подмеченного
венгерским автором сходства. Посудите сами: именно в романах Кука
обокраденными, обманутыми и оскорбленными в лучших чувствах
оказываются особы если и не королевской крови, то максимально
приближенные к престолу, а так же красавицы, чьим внешним данным
позавидовали бы иные принцессы; именно здесь в роли свидетелей и
подозреваемых то и дело оказываются гоблины и тролли,
высокопоставленные колдуны и чужестранные боги; ну, а функцию помощника героя тут и вовсе выполняет существо, необычное даже для мира Гаррета - мертвый логхир, способный читать лежащие на поверхности мысли и
стремительно делать сложнейшие логические умозаключения. Короче, Глен
Кук основательно приложил руку к процессу полного и окончательного
стирания грани между волшебной сказкой и детективом, и проделал это,
отдадим ему должное, не без некоторой доли изящества.
Однако как единый цикл "Приключения Гаррета", вероятно, лежат все-таки
ближе к детективу, нежели к современной "волшебной сказке". Ведь фэнтези хотя бы теоретически предполагает определенное развитие образа героя,
трансформацию и наложение сюжетных линий, некое движение, изменение,
внутреннюю динамику ситуации. Гаррет же при всех его достоинствах от
книги к книге практически не изменяется. Преувеличенно циничная, во
многом занижающая реальные достоинства самооценка и романтическое
благородство поступков, падкость на слабый пол в сочетании с искренней
верой в чувства, своеобразный грубоватый юмор - все эти детали,
придающие главному герою обаяние, автор столь же скрупулезно
воспроизводит в каждом новом произведении, как и гарретовскую манеру
ведения дела. Единственное, что меняется - так это характер исходного
преступления, с которого начинается очередная серия похождений сыщика.
Впрочем, подобным же образом обстояло дело во всех классических
детективных сериях, от "Приключений Шерлока Холмса" до историй про
Ниро Вульфа и Арчи Гудвина, с завуалированной пародии на которые
начинался цикл Кука. При этом "Приключения Гаррета" обладают заметным
своеобразием, и с равным интересом принимаются как почитателями
нестандартной фэнтези, так и любителями чисто детективных
логическо-ситуационных загадок.