|
Путь обмана
|
34 из 209 |
|
|
|
Ютанов Н.
Путь обмана
Ютанов Н.
Оборотень
Ютанов Н.
Фея Красного Карлика
Ютанов Н.
Аманжол
Ютанов Н.
Прилетаево
Ютанов Н.
Возвращение звезды Капернаума
Ютанов Н.
Великая охота (Автор о художнике)
Ютанов Н.
Дракон возрожденный (Автор о себе)
|
|
|
|
Путь обмана:/ . -
СПб.: Terra Fantastica,М.: АСТ, 1996.- (Далекая Радуга).- 448c.- Тираж 15000.- ISBN 5-7921-0100-0 (TF), 5-697-00057-X (ACT).
|
|
|
|
Осадные башни и горящие города, жестокие военные походы и дворцовые интриги - таков "путь обмана" миры Ель, гениальной девочки-полководца, волею судьбы и по праву рождения ставшей королевой воинственной страны на далекой планете. Самый кровавый правитель своей страны, чья юность была сожрана бесконечной войной и безмерной властью... Что скажет она случайному звездному гостю из детства, когда его падающая звезда вновь вспыхнет на небосклоне Ольены?.. Помимо повести "Путь обмана", в сборник включены повести "Оборотень", "Фея красного карлика" и рассказы "Аманжол", "Прилетаево", "Возвращение звезды Капернаума".
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
Странная, необычная проза. "Путь Обмана" читается только после преодаления некоторого барьера - это надо читать как стихи,
следя за внутренним ритмом. "Оборотень" - сложно, чтобы быть просто детской сказкой. Сказка для взрослых?
Магия, плащ, шпага и революция... А не об этом ли мы мечтаем темными вечерами глядя в заиндевелое окно?..
И конечно, "Аманжол". Очень хороший рассказ. Странный, умный и ... добрый.
|
| |
|
Странное впечатление оставляет этот сборник. Не часто в литературе, пусть
даже фантастической, встречаются книги, способные поместить в себя все творчество автора, причем автора достаточно известного. А писатель Николай
Ютанов именно из таких - практически все вошедшие в сборник произведения были опубликованы в разное время в конце восьмидесятых-начале девяностых годов, а некоторые из них даже приобрели тогда немалую известность.
В первую очередь это относится, конечно, к произведениям "большой
формы" - повести "Оборотень" и роману "Путь Обмана". Кажется, трудно
отыскать у одного автора вещи, настолько не похожие друг на друга. Собственно,
связывает их, (а так же третью крупную вещь, повесть "Фея Красного карлика")
лишь одно - то, что в центре сюжета находится женщина. Точнее, девушка,
девочка-подросток. И психология этого подростка выписана автором буквально с ювелирной точностью и исскуством. При том, что более разных персонажей,
кажется, трудно было бы подобрать. - маленькая фехтовальщица из "Оборотня"
- наш современник и будь она мальчишкой, не миновать бы ему эпитета "крапивинский", но крапивинских девочек в нашей литературе, вроде бы, еще не
существовало. Да и антураж повести наводит на весьма явные ассоциации с Крапивиным. Как и с не менее чем дюжиной других прекрасных сказок, читанных
нами в глубоком детстве либо совсем недавно - от Ганса Христиана Андерсена
до Толкиена и Желязны. Собственно, повесть эта - именно что-то вроде попурри, удивительная смесь из любимых и прекрасных книг, сохранившая их до боли прозрачную красоту, и в то же время обретшая самостоятельную мысль и сюжет. Сюжет о путешествии в странный мир - Страну ненаписанных сказок, властители которой очень боятся любых событий. Ибо выделяющееся из серости будней событие может стать заметным и попасть в сказку - а если сказку не напечатают, стране грозит опасность превратиться в Страну ненапечатанных сказок...
А вот героиня "Пути обмана", королева Ель, живет в совершенно ином мире.
И даже на иной планете - но местами столь до боли похожей на нашу Землю,
вплоть до аллюзий на некоторые исторические события. Мир Еленки жесток,
жестока и ее страна - воинственное королевство горцев, живущее сбором
военной дани с разжиревших равнинных империй. Война - призвание, начертанное
роком на судьбе мирры Ель, война - смысл ее жизни и месть окружающему миру за то, что он не дал маленькой королеве возможности жить по-другому. А
ненависть и презрение к этому миру дают героине еще одно оружие - способность
к холодному, отстраненному взгляду на происходящие события, возможность
их хладнокровного анализа. Именно благодаря этому дару, Еленка приобретает
еще одно оружие - выдающийся, идеальный талант военного стратега. Исскуство стратегии - с аллюзиями на выдающийся древнекитайский трактат Сунь-Цзы - становится еще одним измерением романа, превращая мир его в гигантскую сцену, на которой мирра Ель ведет кровавую игру против всего остального мира...
На фоне этой жутковатой и завораживающей картины маленькая повесть "Фея Красного карлика" выглядит всего лишь эмоциональной зарисовкой - нервной,
и неровной. Ну, а рассказы - один из которых, "Аманжол" в мае этого года успел получить престижную премию "Бронзовая Улитка" - еще три странных
переливающихся камня, вставленных в превосходную оправу книги, иллюстрированной известной питерской художницей Яной Ашмариной. Кстати, иллюстрации эти вполне могли бы послужить самостоятельной темой для еще одной рецензии - недаром многие рисунки к "Оборотню", согласно
легенде, зачастую шли впереди самого текста. Нечасто ведь случается, чтобы
иллюстрации настолько дополняли текст - вплоть до придания ему нового,
дополнительного измерения. Особенно в наше время массового и поточного
производства всего, в том числе и книг.
Владислав Гончаров (Июнь 1997)
|
|