Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Фантастика от `А` до `Я`   199 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Осипов А.
Предисловие

Осипов А.
Фантастика от `А` до `Я`

Осипов А.
Именной указатель

Осипов А.
Алфавитный указатель произведений

Осипов А.
Предметно-тематический указатель

Справка

Фантастика от `А` до `Я`:/ Худ.- Ложкин И.. - : Дограф, 1999.- ( без серии).- 352c.- Тираж 5000.- ISBN 5-93431-001-1.

Аннотация

Книга "Фантастика от `А` до `Я`" -- своеобразный путеводитель по "миру" фантастики. Впервые в отечественной практике появился компактный справочник, в котором освещен весь комплекс основных понятий, характеризующих жанр фантастики в литературе, искусстве и прикладных сферах современной культуры. Здесь представлено более 140 статей, дающих ответ почти на 300 вопросов, связанных с фантастикой, опубликованно свыше 100 фотографий, иллюстрирующих тему, имеются подробно разработанные вспомогательные указатели.

  

 
Классификация Научная фантастика
  
Обзор

Выход подобной книги - событие для каждого любителя фантастики. Всегда приятно иметь под рукой хорошее справочное издание, где всегда можно уточнить подзабытые факты и даты. Но увы, в последние годы информационно-справочные издания, выходящие на территории экс-СССР, чаще взывают у любителей фантастики кислую гримасу или невеселый смешок, чем законную радость.

Изобилующая неточностями и фактическими ошибками энциклопедия под редакцией Вл. Гакова... Спорная, глубоко субъективная, пестрящая невычищенными ляпами книга Всеволода Ревича... Как апофеоз - анекдотическая "Русская фантастика XX века..." под редакцией Мещеряковой, где с одной стороны в подробностях рассказывается, как Андрей Николаев писал свой первый роман, пардон, в сортире, а с другой стороны Василий Головачев на полном серьезе причисляется к школе Стругацких. Казалось бы, грандиозное нагромождение нелепостей - куда уж больше! Но, как подтвердила в очередной раз практика, все познается в сравнении. Краткий энциклопедический справочник "Фантастика от А до Я" под редакцией небезызвестного Александра Осипова вызывает уже не сдержанное хихиканье, но суеверное желание сплюнуть через плечо: чур меня, чур!

Жуть.

Средневековье.

Костяной лес, прорастающий из могил...

Уровень нового сочинения А.Осипова можно оценить с первых же страниц - по источникам, на которые открыто ссылается господин составитель. В частности, среди них -- тот самый справочник "Русская фантастика XX века в именах и лицах" (М.: Мегатрон, 1998) и ФЛПэшная "Библиография фантастики" (М.: Келвори, 1996), где указано например, что роман Джона Кессела "Благая весть из открытого космоса" был отмечен Нобелевской премией - ни больше, ни меньше. Не стесняется Осипов и переписывать целые абзацы из энциклопедии Вл.Гакова, разумеется, не ссылаясь на первоисточник - англоязычную энциклопедию Николсона и Клюта.

Еще хуже обстоит дело с оперативностью сведений, которые предлагает нам А.Осипов. Посмотрим на выходные данные этого издания, претендующего на роль "путеводителя в мире фантастики": "Подписано в печать 15.06.1999". Да и в самих статьях справочника то и дело даются ссылки на свежие публикации 1997-го и 1998-го годов. И одновременно по Осипову "в последние годы не вручается ни "Аэлита", ни приз имени И.А.Ефремова" - при том, что в действительности вручение обеих этих премий возобновлено в 1997 году. Зато у него живет и здравствует издательство "Полярис", в нашей с вами реальности вот уже около полутора лет как прекратившее существование. Зачем-то "готовит новые книги отечественных писателей" и издательство "Локид", два года назад закрывшее свою серию "Современная российская фантастика". В книжной же серии издательства "АСТ" "Координаты чудес" "преобладают в основном произведения фэнтези с остросюжетной основой".

Признает "живым" товарищ Осипов и минский журнал "Фантакрим-Мега", последний номер которого (уже без приставки "Фантакрим") появился на свет в самом начале 1998-го. В чем же дело, какова причина такого разгильдяйства автора-составителя, обернувшегося банальной дезинформацией? Похоже, получив возможность выпустить справочник, Осипов попросту сгреб в одну кучу все написанные за последние годы статьи, и по старой привычке не позаботившись перепроверить информацию, так и отправил в печать...

Но это еще чепуха! Подумаешь, осетрина второй свежести - бывалому деятелю Госкомиздата не впервой передергивать факты. Но вот что совершенно недопустимо для любого справочного издания, так это ошибки именно в поисковом, справочном аппарате. Между тем, осиповский "Предметно-тематический указатель" врет: скажем, журнал "Уральский следопыт", согласно указателю, упоминается на странице 197, но название этого журнала мы найдем только на следующей, 198-й странице. Далеко же заведет такой "путеводитель" читателей, которые рискнут довериться автору...

Ну, а что касается хорошо известных в фэндоме болевых точек Александра Осипова, некогда - видного борца с "безродными космополитами" от фантастики и с надоедливыми любителями, посмевшими иметь свое, отличное от мнения непогрешимого Госкомиздата, мнение о литературе, то время ничуть не изменило взгляды бывшего номенклатурного чиновника.

В статье о Стругацких читаем: "...Кроме того, чрезмерное копание в сфере социального критицизма вызывает в творчестве Стругацких появление довольно "странных" тем и идей, где за внешней броскостью и запутанностью "псевдокосмических" сюжетных линий все отчетливее выступает болезненное восприятие искусственно обостренной проблемы "изгоев", вызывающей достаточно прозрачные ассоциации с "еврейским вопросом" в контектсе государственности (при этом художественная зашифровка истинных героев под "Странников" или представителей цивилизации "Люденов" для умного читателя не требовала дополнительных усилий), а далее, как показало творчество писателей, трансформировалось в беспомощное зубоскальство с перевесом то в сторону обвиняемого "социума", то в сторону "хромой судьбы". Вероятно, последующее время расставит окончательные акценты в ряде случаев явно завышенной оценке творчества фантастов, где в объективной проекции останутся на "плаву" лишь несколько произведений, не связанных журналистско-сатирическими узами с конкретикой социальных ссылок." (стр. 267-268).

Оцените стиль, оцените глубину социального анализа! Именно так писались в свое время внутренние рецензии, по результатам которых Лукиных или Лазарчука на долгие годы отлучали от полиграфических мощностей. Именно так писались доносы на Стругацких в ЦК. Именно так писались разоблачительные статьи в газетах полувековой давности. Эх, Да что об этом говорить - Осипов сказал о себе все сам!

А вот цитата из статьи о семинарах фантастики: "При ленинградской Секции научно-фантастической литературы существовал в течении многих лет творческий семинар (в последние годы им руководил Б.Стругацкий) молодых фантастов, давший "путевку в жизнь" отдельным фантастам, творчество которых было замечено читателями и критикой, однако методология этого семинара имела и свои негативные стороны, поскольку семинаристы проявили навыки "писать под Стругацких". Лишь немногим из участников семинара удалось сохранить самобытность творческой манеры..." (стр. 246). Оставим на совести Осипова скользкую формулировочку "последние годы" -- что для нас, энциклопедистов, какие-то двадцать пять лет! Что же до "немногих участников семинара" и отсутствия "своеобразной творческой манеры"... Ну конечно же, Андрей Измайлов и Вячеслав Рыбаков, Святослав Логинов и Ирина Сергиевская, Александр Тюрин и Александр Щеголев, Наталья Галкина и Наталья Никитайская -- все они пишут "под Стругацких", какие могут быть сомнения! Особенно у умного человека А.Осипова... Кстати, знаменитейший и плодотворнейший для отечественной фантастики малеевско-дубултовский семинар не упомянут в этой статье вовсе, как и не бывало.

Из статьи об отечественных Клубах Любителей Фантастики: "Есть КЛФ, которые заняты пропагандой и самодеятельным изучением творчества отдельных писателей-фантастов. Например, КЛФ "Людены" сосредоточен на "увековечении памяти А. и Б. Стругацких", КЛФ "Алиса Селезнева" до сих пор восторгается неиссякаемым творчеством "живого классика" отечественной фантастики - Кира Булычева" (стр. 127). И не существенно, что группа "Людены" отродясь не была Клубом Любителей Фантастики, не существенно, что клуб "Алиса Селезнева" давным-давно прекратил свое существование - А.Осипову, настоящему профессионалу и редкостному знатоку, малоинтересна возня каких-то там любителей. Зато о клубе (тоже не КЛФ!) "Лоцман", занимающемся творчеством В.П.Крапивина, составитель справочника, сдается мне, не знал вовсе, иначе заклеймил бы и поклонников этого "малодостойного" писателя. Ведь именно в произведениях Крапивина бдительное око Госкомиздата в свое время углядело шестиконечные снежинки, в скрытой форме проповедующие сионизм!

Из статьи о литературных премиях: "В последние годы, когда не вручаются ни "Аэлита", ни приз имени И.А.Ефремова, имеет место почти "доморощенная" тенденция учреждения "локальных" премий в области фантастики, которые, возможно, и стали бы в какой-то степени заменой отсутствующих премий, если бы учредители подобных наград не руководствовались бы принципами групповщины и келейности в оценке литературного процесса. В частности так можно охарактеризовать приз "Бронзовая улитка", учрежденный Б.Стругацким в Санкт-Петербурге" (стр. 212). Впрочем, досталось и американцам: "...Концептуальность и оригинальность творчества уступает место элементам откровенной "зауми", абстрактности и вычурности письма, находящегося во власти психоанализа, секса, метафизики и т.п. "новаций", опять-таки успевших набить оскомину рядовому потребителю" (стр. 209) - это об авторах, что стали лауреатами "Хьюго" и "Небьюлы" "в последние годы" (раньше, ясное дело, и небо было выше, и солнце желтее). Великолепно сказано, не правда ли? Психоанализ, секс и прочие новации... Надо понимать, сам Осипов появился на свет в результате непорочного зачатия. А еще интересно, как г-н составитель вообще представляет "объективную" и "глобальную" премию? Надо полагать, это та, которую вручает он лично, руководствуясь исключительно собственными вкусами и симпатиями. Осипов ведь у нас большой ценитель творчества Казанцева и Головачева... А то, например, что Б.Стругацкий никоим образом является не учредителем премии "Бронзовая Улитка", только лишь единственным членом жюри этой своеобразной премии, Осипову, естественно, мало интересно - ну, соврал мимоходом, с кем не случается...

И так далее, и тому подобное, и в том же духе - десятки, сотни страниц. Искаженные факты, перевранные цитаты, безапелляционные суждения... Затхлостью, мхом и плесенью попахивает от этих страниц. Какой-то мезозойской эрой, древностью, седой и кровавой. По сравнению с осиповским "справочником", памятная энциклопедия под редакцией Вл.Гакова выглядит непогрешимым источником мудрости. И ведь это убожество будет претендовать на литературные премии! А когда ничего не получит, то лишний раз утвердит А.Осипова в уверенности, что он стал жертвой всемирного заговора...

Сегодня мы многое позабыли. Война, которую фэндом вел на протяжении восьмидесятых официозом, отошла в прошлое, ее вехи сгладились в памяти, маленькие победы и поражения растворились в круговороте повседневной суеты. У нового времени - новые пугала, свои чубайсы и невзоровы, баркашовы и ельцыны. Но перелистаем еще раз страницы "Фантастики от А до Я". А ведь каких-то пятнадцать лет назад все это было не просто частным мнением бывшего гослитовского функционера, обиженного на весь свет, а общепринятой официальной точкой зрения, публичное несогласие с которой было чревато как минимум для карьеры. Может быть, жить в мире, которым управляют осиповы, было и не настолько страшно, как в том, что ныне дан нам в ощущениях (там, по меньшей мере, не так часто убивали на улицах), но почти столь же противно. И справочник Осипова можно порекомендовать всем любителям фантастики как чудное средство вновь на своей шкуре прочувствовать всю гамму ощущений тех недавних лет...

Василий Владимирский


 

Самый актуальный топ 100 фильмов фантастика на этом сайте