Выход подобной книги - событие для каждого любителя фантастики. Всегда приятно иметь под рукой хорошее справочное издание, где всегда можно уточнить подзабытые факты и даты. Но увы, в последние годы информационно-справочные издания, выходящие на территории экс-СССР, чаще взывают у любителей фантастики кислую гримасу или невеселый смешок, чем законную радость.
Изобилующая неточностями и фактическими ошибками энциклопедия под редакцией Вл. Гакова... Спорная, глубоко субъективная, пестрящая невычищенными ляпами книга Всеволода Ревича... Как апофеоз - анекдотическая "Русская фантастика XX века..." под редакцией Мещеряковой, где с одной стороны в подробностях рассказывается, как Андрей Николаев писал свой первый роман, пардон, в сортире, а с другой стороны Василий Головачев на полном серьезе причисляется к школе Стругацких. Казалось бы, грандиозное нагромождение нелепостей - куда уж больше! Но, как подтвердила в очередной раз практика, все познается в сравнении. Краткий энциклопедический справочник "Фантастика от А до Я" под редакцией небезызвестного Александра Осипова вызывает уже не сдержанное хихиканье, но суеверное желание сплюнуть через плечо: чур меня, чур!
Жуть.
Средневековье.
Костяной лес, прорастающий из могил...
Уровень нового сочинения А.Осипова можно оценить с первых же страниц - по источникам, на которые открыто ссылается господин составитель. В частности, среди них -- тот самый справочник "Русская фантастика XX века в именах и лицах" (М.: Мегатрон, 1998) и ФЛПэшная "Библиография фантастики" (М.: Келвори, 1996), где указано например, что роман Джона Кессела "Благая весть из открытого космоса" был отмечен Нобелевской премией - ни больше, ни меньше. Не стесняется Осипов и переписывать целые абзацы из энциклопедии Вл.Гакова, разумеется, не ссылаясь на первоисточник - англоязычную энциклопедию Николсона и Клюта.
Еще хуже обстоит дело с оперативностью сведений, которые предлагает нам А.Осипов. Посмотрим на выходные данные этого издания, претендующего на роль "путеводителя в мире фантастики": "Подписано в печать 15.06.1999". Да и в самих статьях справочника то и дело даются ссылки на свежие публикации 1997-го и 1998-го годов. И одновременно по Осипову "в последние годы не вручается ни "Аэлита", ни приз имени И.А.Ефремова" - при том, что в действительности вручение обеих этих премий возобновлено в 1997 году. Зато у него живет и здравствует издательство "Полярис", в нашей с вами реальности вот уже около полутора лет как прекратившее существование. Зачем-то "готовит новые книги отечественных писателей" и издательство "Локид", два года назад закрывшее свою серию "Современная российская фантастика". В книжной же серии издательства "АСТ" "Координаты чудес" "преобладают в основном произведения фэнтези с остросюжетной основой".
Признает "живым" товарищ Осипов и минский журнал "Фантакрим-Мега", последний номер которого (уже без приставки "Фантакрим") появился на свет в самом начале 1998-го. В чем же дело, какова причина такого разгильдяйства автора-составителя, обернувшегося банальной дезинформацией? Похоже, получив возможность выпустить справочник, Осипов попросту сгреб в одну кучу все написанные за последние годы статьи, и по старой привычке не позаботившись перепроверить информацию, так и отправил в печать...
Но это еще чепуха! Подумаешь, осетрина второй свежести - бывалому деятелю Госкомиздата не впервой передергивать факты. Но вот что совершенно недопустимо для любого справочного издания, так это ошибки именно в поисковом, справочном аппарате. Между тем, осиповский "Предметно-тематический указатель" врет: скажем, журнал "Уральский следопыт", согласно указателю, упоминается на странице 197, но название этого журнала мы найдем только на следующей, 198-й странице. Далеко же заведет такой "путеводитель" читателей, которые рискнут довериться автору...
Ну, а что касается хорошо известных в фэндоме болевых точек Александра Осипова, некогда - видного борца с "безродными космополитами" от фантастики и с надоедливыми любителями, посмевшими иметь свое, отличное от мнения непогрешимого Госкомиздата, мнение о литературе, то время ничуть не изменило взгляды бывшего номенклатурного чиновника.
В статье о Стругацких читаем: "...Кроме того, чрезмерное копание в сфере социального критицизма вызывает в творчестве Стругацких появление довольно "странных" тем и идей, где за внешней броскостью и запутанностью "псевдокосмических" сюжетных линий все отчетливее выступает болезненное восприятие искусственно обостренной проблемы "изгоев", вызывающей достаточно прозрачные ассоциации с "еврейским вопросом" в контектсе государственности (при этом художественная зашифровка истинных героев под "Странников" или представителей цивилизации "Люденов" для умного читателя не требовала дополнительных усилий), а далее, как показало творчество писателей, трансформировалось в беспомощное зубоскальство с перевесом то в сторону обвиняемого "социума", то в сторону "хромой судьбы". Вероятно, последующее время расставит окончательные акценты в ряде случаев явно завышенной оценке творчества фантастов, где в объективной проекции останутся на "плаву" лишь несколько произведений, не связанных журналистско-сатирическими узами с конкретикой социальных ссылок." (стр. 267-268).
Оцените стиль, оцените глубину социального анализа! Именно так писались в свое время внутренние рецензии, по результатам которых Лукиных или Лазарчука на долгие годы отлучали от полиграфических мощностей. Именно так писались доносы на Стругацких в ЦК. Именно так писались разоблачительные статьи в газетах полувековой давности. Эх, Да что об этом говорить - Осипов сказал о себе все сам!
А вот цитата из статьи о семинарах фантастики: "При ленинградской Секции научно-фантастической литературы существовал в течении многих лет творческий семинар (в последние годы им руководил Б.Стругацкий) молодых фантастов, давший "путевку в жизнь" отдельным фантастам, творчество которых было замечено читателями и критикой, однако методология этого семинара имела и свои негативные стороны, поскольку семинаристы проявили навыки "писать под Стругацких". Лишь немногим из участников семинара удалось сохранить самобытность творческой манеры..." (стр. 246). Оставим на совести Осипова скользкую формулировочку "последние годы" -- что для нас, энциклопедистов, какие-то двадцать пять лет! Что же до "немногих участников семинара" и отсутствия "своеобразной творческой манеры"... Ну конечно же, Андрей Измайлов и Вячеслав Рыбаков, Святослав Логинов и Ирина Сергиевская, Александр Тюрин и Александр Щеголев, Наталья Галкина и Наталья Никитайская -- все они пишут "под Стругацких", какие могут быть сомнения! Особенно у умного человека А.Осипова... Кстати, знаменитейший и плодотворнейший для отечественной фантастики малеевско-дубултовский семинар не упомянут в этой статье вовсе, как и не бывало.
Из статьи об отечественных Клубах Любителей Фантастики: "Есть КЛФ, которые заняты пропагандой и самодеятельным изучением творчества отдельных писателей-фантастов. Например, КЛФ "Людены" сосредоточен на "увековечении памяти А. и Б. Стругацких", КЛФ "Алиса Селезнева" до сих пор восторгается неиссякаемым творчеством "живого классика" отечественной фантастики - Кира Булычева" (стр. 127). И не существенно, что группа "Людены" отродясь не была Клубом Любителей Фантастики, не существенно, что клуб "Алиса Селезнева" давным-давно прекратил свое существование - А.Осипову, настоящему профессионалу и редкостному знатоку, малоинтересна возня каких-то там любителей. Зато о клубе (тоже не КЛФ!) "Лоцман", занимающемся творчеством В.П.Крапивина, составитель справочника, сдается мне, не знал вовсе, иначе заклеймил бы и поклонников этого "малодостойного" писателя. Ведь именно в произведениях Крапивина бдительное око Госкомиздата в свое время углядело шестиконечные снежинки, в скрытой форме проповедующие сионизм!
Из статьи о литературных премиях: "В последние годы, когда не вручаются ни "Аэлита", ни приз имени И.А.Ефремова, имеет место почти "доморощенная" тенденция учреждения "локальных" премий в области фантастики, которые, возможно, и стали бы в какой-то степени заменой отсутствующих премий, если бы учредители подобных наград не руководствовались бы принципами групповщины и келейности в оценке литературного процесса. В частности так можно охарактеризовать приз "Бронзовая улитка", учрежденный Б.Стругацким в Санкт-Петербурге" (стр. 212). Впрочем, досталось и американцам: "...Концептуальность и оригинальность творчества уступает место элементам откровенной "зауми", абстрактности и вычурности письма, находящегося во власти психоанализа, секса, метафизики и т.п. "новаций", опять-таки успевших набить оскомину рядовому потребителю" (стр. 209) - это об авторах, что стали лауреатами "Хьюго" и "Небьюлы" "в последние годы" (раньше, ясное дело, и небо было выше, и солнце желтее). Великолепно сказано, не правда ли? Психоанализ, секс и прочие новации... Надо понимать, сам Осипов появился на свет в результате непорочного зачатия. А еще интересно, как г-н составитель вообще представляет "объективную" и "глобальную" премию? Надо полагать, это та, которую вручает он лично, руководствуясь исключительно собственными вкусами и симпатиями. Осипов ведь у нас большой ценитель творчества Казанцева и Головачева... А то, например, что Б.Стругацкий никоим образом является не учредителем премии "Бронзовая Улитка", только лишь единственным членом жюри этой своеобразной премии, Осипову, естественно, мало интересно - ну, соврал мимоходом, с кем не случается...
И так далее, и тому подобное, и в том же духе - десятки, сотни страниц. Искаженные факты, перевранные цитаты, безапелляционные суждения... Затхлостью, мхом и плесенью попахивает от этих страниц. Какой-то мезозойской эрой, древностью, седой и кровавой. По сравнению с осиповским "справочником", памятная энциклопедия под редакцией Вл.Гакова выглядит непогрешимым источником мудрости. И ведь это убожество будет претендовать на литературные премии! А когда ничего не получит, то лишний раз утвердит А.Осипова в уверенности, что он стал жертвой всемирного заговора...
Сегодня мы многое позабыли. Война, которую фэндом вел на протяжении восьмидесятых официозом, отошла в прошлое, ее вехи сгладились в памяти, маленькие победы и поражения растворились в круговороте повседневной суеты. У нового времени - новые пугала, свои чубайсы и невзоровы, баркашовы и ельцыны. Но перелистаем еще раз страницы "Фантастики от А до Я". А ведь каких-то пятнадцать лет назад все это было не просто частным мнением бывшего гослитовского функционера, обиженного на весь свет, а общепринятой официальной точкой зрения, публичное несогласие с которой было чревато как минимум для карьеры. Может быть, жить в мире, которым управляют осиповы, было и не настолько страшно, как в том, что ныне дан нам в ощущениях (там, по меньшей мере, не так часто убивали на улицах), но почти столь же противно. И справочник Осипова можно порекомендовать всем любителям фантастики как чудное средство вновь на своей шкуре прочувствовать всю гамму ощущений тех недавних лет...
Василий Владимирский