Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Последний кольценосец   193 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Еськов К.
Последний кольценосец

Справка

Еськов К., Последний кольценосец: Роман/ Худ.- ANRY - М.: АСТ, 1999.- (Заклятые миры).- 512c.- Тираж 10000.- ISBN 5-237-02912-4.

Аннотация

Профессор Толкин ошибался - не так все было, совсем не так". Классическая фраза любого поклонника фэнтези. Но как же тогда было? Может, именно так, как рассказано в истории о последнем Кольценосце? И вообще - как выглядела бы история о Кольцах Всевластия, будь она рассказана не победителями, а побежденными? Так ли уж абсолютна и непоколебима была в величайшей из войн Средиземья расстановка сил Добра и Зла? Все мы слышали уже тех, кто выиграл, - так послушаем же тех, кто проиграл...

  

 
Классификация ФэнтезиПриключенческаяТолкинизмы
  
Обзор

Пусто в Лаурелиндоренане,
Путник, не задерживайся здесь!
Сизый дым клубится на поляне -
Для людей опасна эта смесь.
Не входи и не вдыхай столетий,
Неба грусть о тех далеких днях,
Что Эльдары, Эльдамара дети,
Увезли на серых кораблях...

Сергей Бережной

Не боги и демоны управляют миром, но неумолимые законы природы. Именно они, законы природы и общества заставляют один народ подниматься против другого или объединяться в гигантские империи, законы вызывают к жизни великих героев и отпетых негодяев, и даже боги с демонами так или иначе подвластны им. Любое, самое захватывающее чудо в конечном итоге можно объяснить действием закона, еще не известного или превратно понятого нами.

...Мордорскую империю, первый в истории Арды центр научно-технического прогресса, обрекло на гибель не извечное противостояние мифических валар и столь же мифического Мелькора, а фатальная ошибка, допущенная представителями самой прозаической профессии - агрономами. Неправильная техника орошения привела к засолению плодородных земель, сделав самое динамично развивающееся государство Средиземья зависимым от внешних продовольственных поставок, и тем самым - чрезвычайно уязвимым. Никакого Властелина Тьмы, великого и ужасного (или несчастного и романтичного), не существовало в природе - лишь воля военачальников да разноцветье пятен на политической карте мира диктовало расстановку сил в знаменитой Войне Колец.

Единственный нечеловеческий народ в Арде - эльфы, чьи устремления глубоко чужды всему человеческому, - оказался на стороне так называемых "Светлых" сил (точнее, эльфы сделали эти "Светлые Силы" проводником собственной политики). Могущественная и статичная магическая цивилизация столкнулась с только-только начинающей набирать обороты техногенной культурой - и без особого труда уложила ее на обе лопатки. В результате сложной многоходовой военно-политической комбинации войска Мордора были разбиты, и единственный на материке очаг научного мышления оказался втоптан в грязь сапогами победителей. Большинство населения Арды с готовностью вновь погрузилось в уютные сумерки средневековья, столь ценимые победителями - расположенными ко всякого рода буколике эльфами...

Но один из главных законов, неукоснительно соблюдающийся в любом из миров - закон вероятности, - требует восстановления симметрии, раньше или позже. И вот военлекарь второго ранга Халаддин, сержант-оркуэн Цэрлэг, командир разведвзвода в Криту-Унгольском егерском полку и гондорский дворянин Тангорн, в недавнем прошлом - профессиональный шпион, приговоренный к смерти собственными союзниками, получают возможность если не переиграть войну, то по крайней мере восстановить равновесие сил и не дать миру погрузиться в дремотную пучину безвременья. Примерно такова завязка нового романа Кирилла Еськова "Последний Кольценосец", в котором автор дает нам еще один вариант интерпретации событий Войны Колец, впервые описанной в знаменитом "Властелин Колец" профессором Дж.Р.Р.Толкиеном.

Легко понять претензии толкиенистов к этой книге. Одно из главных чувств, которые дает читателю эпопея Толкиена, это ощущение неизлечимой ностальгии, светлой печали по безвозвратно минувшему, по древней магии Перворожденных, их небывало звонким голосам и ясному смеху, по былому величию и безвозвратно ушедшему достоинству. "Древнее золото редко блестит..." Книги Профессора как никакие другие поддерживают в душе читателя присущую каждому из нас немного наивную веру, что до ухода волшебства, до того, как на Заокраинный Запад ушел последний эльфийский корабль, и солнце светило ярче, и трава была зеленее. Это можно заметить не только у Толкиена - "ностальгической" традиции основан целый ряд фэнтезийных текстов, как правило - текстов весьма и весьма неплохих. Еськов же в своем романе последовательно - и весьма убедительно! -доказывает: ничего подобного. Мир всегда был точно таким же, как и сегодня, в нашем с вами Здесь и Сейчас. Не надо грустить о никогда не существовавшем Золотом Веке, о "величии былом". Счастье и беда, высокое и низкое никогда не были разнесены в пространстве или во времени, они неизменно идут рука об руку, зачастую вполне удачно сочетаясь в одном и том же человеке.

Толкиен и Ниенна с Иллет писали героический эпос, каждый по-своему и со своей точки зрения. Перумов создал авантюрно-приключенческий роман вполне в духе массовой романтической прозы первой половины XIX века - тоже своего рода эпос, только беллетрезированный и адаптированный для самой широкой аудитории. Еськов же, используя в качестве театрального задника столь знакомые миллионам любителей фэнтези декорации Арды, создал нечто совершенно иное по духу и букве. Если с чем-то и можно сравнить его роман, то только с современным политическим детективом в духе Ле Карре. Автор даже не попытался стилизовать свой текст "под старину" - еще один смертный грех в глазах ортодоксального любителя J.R.R. Взгляд на мир Средиземья нашего с вами современника, эрудированного, здравого и рационально мыслящего человека - какие тайны он способен открыть, какие "скелеты в шкафу" высветить?

Помнится, подобный эксперимент уже проводил в "Человеке с Железного Острова" Алексей Свиридов, только вариант Еськова выглядит более литературным и законченным.

Разумеется, тем, кто мечтает жить в более светлом, более чистом, или хотя бы в более романтическом мире книга Еськова - нож острый. Например, в "Последнем Кольценосце" некого ненавидеть - момент, мгновенно разрушающий романтическое мироощущение. В произведении такого рода просто обязанприсутствовать Тот, Кто Во Всем Виноват, существо (или существа), делающее дни серыми и безрадостными, готовое ради какого-нибудь "Равновесия Порядка" или просто из любви к абстрактному Злу весь мир вымазать в оттенки хаки. В противном случае, существование положительных персонажей эпической фэнтези очень быстро теряет смысл. И у Толкиена, и у Ниенны с Иллет, и даже у Николая Перумова Враг, которого не только можно, но и нужно ненавидеть ото всей души - неизбежная данность. Не важно, злокозненный ли это Саурон или не менее зловредные валар. Главное, что читатель знает наверняка: именно тут главное сосредоточие зла, мешающего осуществиться высоким устремлениям героев. А умереть в схватке с Абсолютным Злом, с воплощением вселенской подлости и лицемерия - разве это не романтично? Особенно умереть распятым на кресте, ослепленным, обезображенным, после множества душевных и телесных мук... Не то что каждый день сталкиваться с множеством мелких проблемам, источником которых являются такие же уставшие, замотанные жизнью люди, как и ты сам. Люди, при иных обстоятельствах, возможно, способные быть удивительно милыми и приятными в общении... У Еськова даже эльфы, которые по авторской задумке должны выглядеть существами абсолютно чуждыми и непостижимыми, рассматривающими человечество как часть окружающего пейзажа (этакие злокозненные людены) вызывают не столько ненависть, сколько жалость.

Да, разумеется, роман не безупречен. Описание эпизодов Войны Колец "в истинном свете" грешит неполнотой, отдельные моменты так и не получили рационального объяснения. Бросаются в глаза и некоторые чисто логические нестыковки. Например, почему эльфы, высоко ценящие свою жизнь, так не прибегли (впрямую или опосредованно) к заклинанию, поднимающему мертвых, чтобы заставить тех сражаться вместо себя? Или то, что удалось авантюристу Арагорну, оказалось не под силу эльфийским колдунам? Словом, "Последнего Кольценосца" нельзя назвать безупречной книгой. Но та энергия, та жизненная сила, которая в ней содержится, искупает многое. Давно мне не доводилось видеть книгу, которая настолько способствовала бы оптимистическому взгляду на жизнь. А уверенность в будущем, на мой взгляд, стоит любой, пусть самой романтической тоски по прошлому. По меньшей мере, это чувство куда более продуктивно.

Тем более мы-то знаем: самая настоящая романтика растворена в буднях, на первый взгляд самых серых и унылых, - надо только уметь ее увидеть...

Василий Владимирский