На обложку первого издания "Гиперборейской чумы" вынесено: "Книга
номинирована на Букеровскую премию". Выглядит это довольно странно - получается, сей текст был номинирован на одну из самых модных литературных
премий еще до своего официального появления на свет. Здорово, если так. Но, увы, есть основания полагать, что премия эта никоим образом не светит новому совместному творению замечательных красноярских фантастов - уж больно живо
и занимательно написана "Гиперборейская чума". А увлекательность произведения, как известно, для современной "Большой Литературы" - смертный
грех. Да и кроме того, кто будет всерьез рассматривать книгу, вышедшую в смешной серии "Азбука-fantasy"? Нет уж, чтобы заслужить внимание Высокого Жюри, нужно опубликоваться как минимум в серии "Азбука-классика"...
Впрочем, по всем остальным критериям роман Лазарчука и Успенского с
легкостью укладывается в рамки нынешнего мэйнстрима, то бишь "современного
литературного процесса". Взять хотя бы постмодернизм - словечко модное и от частого употребления замыленное до полной обезличенности. Что это такое, сегодня с уверенностью не может ответить никто, поэтому привожу его с легким
сердцем. Согласно одному из распространенных мнений, постмодернизм есть постоянное и массовое использование в произведении литературных приемов и прямых цитат из других литературных произведений самых разных жанров, стилей
и направлений. В этом плане Андрей Лазарчук и Михаил Успенский на коне: отсылок, реминисценций и прямых цитат в этой книге даже больше, чем в
"Посмотри в глаза чудовищ". Пожалуй, авторы даже переусердствовали - от обилия явных и скрытых цитат вскоре начинает рябить в глазах и шуметь в
голове. Шерлок Холмс и доктор Ватсон, детектив Коломиец и колдун Святослав Логинович, стилизация под советскую детскую литературу 20-х годов и под
автобиографическую прозу середины прошлого века... Букеровскому комитету это должно понравиться.
Вообще при неизбежном сравнении нового произведения с первым совместным
романом Лазарчука и Успенского, "Гиперборейская чума" определенно проигрывает. Отчасти из-за не слишком внятного финала, отчасти - из-за
несбалансированности многочисленных разноплановых фрагментов, отчасти - из-за мрачности и нарочитой серьезности ряда эпизодов этой в целом довольно
забавной и легкой книги. Но при всей своей лоскутности, роман не перестает быть и просто увлекательным "чтивом", этаким мистическим детективом - правда, написанным необыкновенно насыщенным и вкусным языком. Также, как
культовый фильм "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино несмотря на всю его "стильность" не перестает быть еще и увлекательным крутым боевиком. Странно, что среди серий фантастики, существующих сейчас на книжном рынке,
отсутствует серия отечественного мистического триллера a`la Стивен Кинг. Благо устойчивый спрос на хоррор (в основном - переводной) существует
постоянно. Равняйся авторы такой серии на Лазарчука с Успенским, они, думается, без труда заткнули бы за пояс если не Кинга, то по крайней мере всяческих кунцев-маккамонов-ламли и иже с ними. А ведь - по аналогии с тем
же "Криминальным чтивом" - вокруг этого можно было бы создать целую индустрию! Тем более что талантливых писателей, работающих в этом
направлении, у нас, слава богу, хватает. А порой и вовсе выдающихся - "Посмотри в глаза чудовищ" и "Гиперборейская чума" живой тому пример. Увы,
издатели пока предпочитают не рисковать, раз за разом тиражируя однообразных переводных зомби, вампиров и маньяков-убийц...
Василий Владимирский