Девятилетняя Триша Макфарленд, жертва развода и пламенная поклонница
бейсболиста Тома Годона, - обычный американский ребенок, такой же, как и тысячи других детей девяностых. Если что-то и отличает главную героиню
нового романа Стивена Кинга от множества ее сверстников, то лишь недетская
рассудительность и сдержанность. Да и эти качества не столь уж уникальны для ребенка, в раннем детстве пережившего разрыв родителей. Словом, ничего необычного, нормальный представитель нового поколения американцев. По
крайней мере, именно такой была Триша до того, как заблудилась в одном из гигантских Национальных Парков США...
Психология рядового, среднестатистического человека в необычных
обстоятельствах - одна из тем, особенно часто затрагиваемых Стивеном Кингом на протяжении всего его творчества. И даже не совсем так. Это в
зубодробительных боевиках и авантюрных романах персонажи делятся на обычных и выдающихся, героев и статистов, блестящих "аристо" - и плебс, серую
толпу, в которой отдельные лица неразличимы по причине своей незначительности. В серьезной же психологической прозе, к которой относится
большинство произведений Кинга, самый незначительный персонаж по-своему уникален и неповторим. Эта уникальность каждого и становится главным объектом исследования для наиболее глубокого и блестящего из ныне живущих
авторов "хоррора", исходным толчком и отправной точкой лучших его произведений, неисчерпаемым источником идей и сюжетов. Ведь у каждого -
свой страх, свои внутренние барьеры, свое "не могу", через которое тот не в состоянии переступить...
Однако вернемся к сюжету. Итак, во время прогулки по Национальному Парку
измученная постоянными размолвками между матерью и старшим братом, уставшая играть непосильную для нее роль буфера, Триша незаметно сошла с главной
тропы... и не сумела найти дорогу обратно.
Потерявшийся смотрит на окружающий мир совсем иными глазами, чем, например, горожанин на пикнике. Под тонкой пленкой обыденности проявляются скрытые
значения, каждый предмет и явление становиться символом, знаком, заключающим в себе целую вселенную смыслов. Городская девочка внезапно попадает в совершенно иной мир, неожиданный и незнакомый, обманчивый и опасный. Но
именно здесь, во время мучительных попыток выбраться из леса, Трише удается во многом разобраться и многое понять - главным образом, о себе самой. По сути, девочка проходит своего рода обряд инициации (еще одна тема, с удивительным постоянством возникающая на страницах книг Стивена Кинга).
Именно это ритуальное "второе рождение", трудный и болезненный переход из
одной вселенной в другую и составляет, пожалуй, основное содержание книги.
Только с определенной натяжкой можно назвать роман фантастическим или,
скажем, мистическим. Было ли существо, преследовавшее Тришу на протяжении
всей ее лесной одиссеи обычным медведем-гризли - или судьба действительно свела девочку с Богом Потерявшихся, Медведем с большой буквы, одной из
инкарнаций которого пришлось столкнуться Стрелку и его спутникам в "Бесплодных землях"? А, может быть, все это почудилось маленькой девочке,
ослабевшей от голода и болезни? И исключает ли одно другое? Автор не дает однозначного ответа - и, значит, каждому читателю предстоит самому
разобраться с этим.
И, наконец, еще одна характерная особенность. Роман "Девочка, которая любила
Джона Гордона" - одно из немногих произведений Кинга, где главному герою почти не приходится взаимодействовать с другими персонажами. Изменения, происходящие в душе Триши, почти не находят внешнего выражения: ей не приходится сталкиваться ни с вампирами и оборотнями, ни с
маньяками-полицейскими, ни даже с другими такими же несчастными и потерянными "простыми американцами". Здесь нет всего того, что обычно
придает произведениям Кинга внешний динамизм. Эксперимент? Несомненно. Пошел ли он на произведению на пользу? Бог весть. Сама по себе повесть выглядит достаточно проходной для такого мастера, как Стивен Кинг, но те незримые
нити, которые связывают эту вещь с другими произведениями "короля ужасов", заставляют отнестись к ней со всей серьезностью. Не удивлюсь, если Триша Макфарленд появится, скажем, в следующей книге "Темной башни".
Василий Владимирский