Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Билет, который лопнул. Нова Экспресс   170 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Калдер Д.
Предисловие

Берроуз У.
Билет, который лопнул

Берроуз У.
Нова Экспресс

Коган В.
Послесловие переводчика

Справка

Билет, который лопнул. Нова Экспресс:/ Худ.- Сердюков В.. - : Ника-центр, 1998.- (Серия 700).- 416c.- Тираж 4000.- ISBN 966-521-070-X.

Аннотация

Душа человеческая - вместилище не только светлого и возвышенного. Есть в ней и мрачные закоулки, черные тунелли, бесконечные таинственные лабиринты...

Именно такие парадоксы души отражены в романах скандально известного американского писателя Уильяма Берроуза (1914-1997) "Билет, который лопнул" и "Нова Экспресс", которые продолжают и завершают тетралогию, начатую "Голым завтраком" и "Мягкой машиной".

В его изменчивых, искаженных и зачастую непристойных текстах сквозь смутные сюрреалистические ассоциации и образы научной фантастики как бы проглядывает вся мировая грязь, и все это, вместе с шокирующими наркотическими "полетами" и гомоэротическими фантазиями автора, образует яркую фантасмогорическую картину нескончаемой войны.

Берроуз, называвший себя "космонавтом внутреннего космоса", видит некий мир деспотичных авторитарных сил, борющихсся против свободной воли воображения.

  

 
Классификация ПсихологическаяФилософская
  
Обзор

О классиках говорим как о покойниках: или хорошо - или ничего. Стоит публицисту замахнуться, скажем, на прозу графа Толстого, - и тут же его объявляют еретиком и поругателем святынь. Уильям Берроуз - один из тех, по отношению к кому знаменитая пелевинская фраза "Пушкин пушкински велик" звучит более чем уместно. И все же рискну высказать свое личное, глубоко субъективное мнение, несколько отличное от общепринятого.

На мой взгляд, романы "Билет, который лопнул" и "Нова экспресс" не могут быть интересны читателю. По крайней мере, тому читателю, который привык листать книгу не только ради приобщения к основам литературного мастерства или для повышения собственного статуса в компании (А как же! Стоит уронить между делом: "Я сейчас читаю Уильяма Берроуза..." - и на вас смотрят совсем иными глазами!). Если вы привыкли получать удовольствие ото всех составляющих литературного произведения - от стиля и сюжета, характеров и языка - то Берроуз - не ваш писатель. Скорее это писатель для писателей и для филологов, для тех, кому свежий и оригинальный прием (пусть даже один-единственный на много-много книг) важнее, чем то странное, не объяснимое с рациональной точки зрения чувство, которое возникает у читателя при гармоничном сочетании всех составляющих литературного произведения. Автор, чьи книги нужно не читать, а, как метко замечено в послесловии переводчика Виктора Когана, "постигать всем своим существом". Только уж очень своеобразным "существом" для этого надо обладать.

И сюжет, и фабула романов этого сборника на взгляд любителя фантастики выглядят сегодня крайне непритязательно, в чем-то даже примитивно. То, что Берроуз действительно внес в литературу и утвердил своим авторитетом - это так называемый "метод нарезки", когда происходящее во внешнем мире и на разных уровнях человеческого сознания и подсознания сливается в единый неразрывный текст. Остается еще, конечно, центральная мысль, сквозная идея, красной нитью проходящая через все творчество Берроуза... Только стоило ли городить такой огород, чтобы в очередной раз с неуместной ухмылкой заявить: мир, мол, погряз в безумии и катится прямым ходом в тар-тарары?

А что касается извечного спора между надменно-выспренной "высокой литературой" и НФ, столь презираемой снобами от мэйнстрима... Когда в 1997 году Уильяма С. Берроуза не стало, одним из изданий, откликнувшихся на это событие пространным и прочувствованным некрологом, стал журнал "Локус". Крупнейший в мире информационно-критический журнал фантастики...

Василий Владимирский

Рецензия