Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Зона справедливости   164 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Лукин Е.
Зона справедливости

Лукин Е., Лукина Л.
Сталь разящая

Справка

Зона справедливости:/ Ред.- Филиппов Л.. -СПб.: Terra Fantastica,М.: АСТ, 1998.- (Звездный лабиринт).- 480c.- Тираж 10000.- ISBN 5-7921-0236-8, 5-15-01253-1.

Аннотация

Что хорошего может случиться в темной подворотне? Как известно, ничего. Но эта жутковата как-то даже чересчур. Темная подворотня, и темные в ней творятся дела. В ней умирают люди, рядом терпят аварию автомобили, незримая рука может надавать пощечин припозднившемуся прохожему. Мерзкое место, а самое в нем мерзкое то, что оно не просто подворотня, а таинственная Зона Справедливости. Так, ничего особенного, просто материализуется закон - "Око за око". И магия все сильнее, и Зона начинает расти, и совершенно неясно, что из такого сомнительного чуда выйдет...

Безотрывно-увлекательное действие, стремительный неожиданный сюжет, злая сатира, добрый юмор, безграничная фантазия - одним словом, это Евгений Лукин, и удовольствие читателю гарантировано!

  

 
Классификация ПсихологическаяПриключенческаяДетективная
  
Обзор

Лукин - автор не из простых. То есть, на первый-то взгляд может показаться, что все как раз наоборот. Тексты Евгения Юрьевича читаются с невероятной, просто-таки фантастической легкостью, да и герои его, как правило, не принадлежат к породе суперменов, к той или иной элите человечества. Но вот что примечательно: самый задрипанный, самый проходной персонаж у создателя "Зоны Справедливости" получается настолько живым и реалистичным, что просто-напросто просится в отдельную книгу. Фантаст Лукин удивительно цепко держится правды жизни. Уж если в жизни не существует основных и второстепенных героев, то будьте покойны: не окажется их и в его книге. Каждый человек здесь интересен и примечателен по-своему, даже если уделяется ему всего пол абзаца текста.

Двумя-тремя фразами создать целостный полнокровный образ - разве не в этом состоит мастерство писателя? Впрочем, не обладая богатейшим жизненным опытом, такого результата, пожалуй, все равно не добиться...

Сюжетообразующий ход в "Зоне Справедливости" до гениального прост. В наши дни, в небольшом среднерусском городе, в одной из подворотен дома, выстроенного в стиле "сталинский ампир", возникает и начинает расти зона, где каждый, кто когда-либо в жизни дал кому-то оплеуху, тумак или затрещину - не говоря уж о случаях с более тяжким исходом, - получает наконец той же монетой. Подбитые глаза, синяки и ссадины, переломы и ножевые раны - все это припомнится обидчику в полумраке жуткой подворотни. Вот она, справедливость в действии, слепая богиня правосудия, не видящая разницы между ветераном, служившим в армейской разведке, и наемным убийцей, артистом театра и вымогателем, уголовником и ОМОНовцем... Да право, существует ли она, эта разница? Или насилие всегда остается насилием - независимо от того, какими соображениями оно вызвано?

В отличие от некоторых своих коллег, Евгений Лукин не спешит с ответом на этот вопрос. Что, в общем, вполне понятно: берясь давать ответы на вопросы, принадлежащие к числу "вечных", любой автор рискует прослыть самоуверенным и поверхностным типом. Да и можно ли подыскать для этой простенькой задачки "решение вообще", без учета сложившихся условий, конкретных жизненных обстоятельств? Едва ли. Нет такого решения, да и не было никогда... С одной стороны, каждому нормальному человеку хочется, чтобы обидчики слабых, бандиты, лихоимцы и насильники с большой дороги получили наконец по заслугам. Но, с другой стороны, за кем из нас не числится мелких грешков, подлостей, ран, нанесенных ближнему пусть не отточенным железом, не резиновой дубинкой, но грубым, несправедливым словом? Только круглый дурак или большой подлец способен с полной уверенностью сказать: "Уж я-то точно не совершал поступков и не говорил слов, которых стоит стыдиться!"

Удивительно, но Лукин, выпустивший за достаточно короткий - для него! - промежуток времени уже второй объемистый роман, и в этом произведении не повторяет никого. Даже самого себя: в каждой книге он поднимает новые, совершенно неожиданные вопросы, выводит новых героев, использует иной антураж... Бывает, что писатель зацикливается на одном и том же идейно-образном ряде, и от романа к роману тиражирует сам себя, словно опасаясь покинуть освоенную территорию и сделать шаг вперед. Особенно это опасно когда автор талантлив, и читатель готов с одобрением принимать его тексты несмотря на всю их однообразность. К счастью, с Лукиным ничего подобного не произошло.

Собственно, только достоверность повествования и сложность затрагиваемых проблем роднит разные его произведения. Разве хоть чем-то похожа "Зона Справедливости" на классическую по форме НФ-повесть "Сталь разящая" или на блестящий роман в "псевдословянском" стиле "Катали мы ваше Солнце"? Естественно, если не считать стилистического блеска выходящих из-под пера Евгения Юрьевича фраз. Образность и глубина странным образом сочетаются у Лукина с кажущейся простотой слога, неизменно вызывая у читателей - у меня, по меньшей мере, - восторг и восхищение.

Так как же все-таки нормальному современному человеку, не святому и не маньяку, выжить в мире, где вот-вот воцарится справедливость? Не на словах, не в демагогических призывах сторонников разного рода "твердой руки", а на деле, прямо тут, сейчас. Как жить в мире, которым правит не милосердие, но слепая - и безудмно-жестокая в слепоте своей - Фемида?

Впрочем, ведь живем же мы как-то мире, где нам, по большому счету, не грозит ни справедливость, ни милосердие? Значит, выживем худо-бедно и в Зоне Справедливости. Или, может быть, все-таки "на Зоне"? Ах, ладно, оставим эту словесную эквилибристику. В конце концов, бог не выдаст, свинья не съест...

Василий Владимирский