Роман Брюса Стерлинга "Схизматрица", открывший в свое время "киберпанковскую" книжную серию "Виртуальный мир", при всей своей увлекательности и глубине, вызывает странное, немного двойственное ощущение. Отнюдь не неприятное, а скорее напротив - придающее произведению, на мой взгляд, дополнительные объем и глубину.
С одной стороны, мир, описанный в этой книге, на первый взгляд выглядит полностью погруженным в хаос. Разобщенность, раскол, распад, и как наиболее зримый результат - бесконечное военное противостояние между шейперами и механиствами - все это бросается в глаза буквально с первых страниц. Вот он - кипящий водоворот, где искусственные формы жизни, новые, отличные ото всех предыдущих сообщества и оригинальные философские системы вызревают ежечасно, чуть ли не ежеминутно. В зависимости от того, какая зона мозга развивалась наиболее интенсивно (или усерднее всего подвергалась протезированию) представители различных анклавов этого мира не только выглядят, но мыслит абсолютно по разному. Но каждое из сообществ, желающих сохранить свою неповторимость, вынуждено с бешенной энергией доказывать право на место под Солнцем. Конечно, можно оставаться в стороне от борьбы и жить спокойной обеспеченной жизнью, словно рыба-прилипала, лениво шевеля плавниками. Тот, кто сознательно шагнул в эту мясорубку, рискует всем: честью, жизнью, кошельком... Но жизнь, неразрывно сопряженная с постоянным риском, завораживает почище, чем наркотический порошок или игра света на гранях гигантского кристалла, извлеченного из кометного облака...
С другой стороны, человечество в романе Брюса Стерлинга, это кипящее месиво, представляется - парадокс! - как никогда целостным и единым.
Благо разные идеологии, разные концепции развития, различные технологии и генетические линии, перманентно противостоя друг другу и создают то диалектическое единство, ту чрезвычайно сложную, но на удивление устойчивую структуру, которую флософы-постгуманисты в романе называют "схизматрицей".
...Главный герой этой книги, Линдсей, сродни основным персонажам "Ярости" Генри Каттнера или "Князя Света" Роджера Желязны. Все они принадлежат к одной породе - породе людей, которым никак не сидится на месте. Вступая во временные союзы и с легкостью разрывая их, на ходу генерируя концепции, в которые сам он ни на грош не верит, но которые завоевывают умы миллионов, Линдсей неспешно перемещается по Солнечной системе, постепенно обрастая легендами и превращаясь в своего рода культовую фигуру. Думаю, в какой-то степени эта книга стала автобиографической для зачинателя одного из интереснейших течений в литературной фантастике двадцатого века.
Таким, как Линдсей, противопоказана размеренная, упорядоченная жизнь. В мирные периоды подобные люди незаметны, но стоит тишине начать перерождаться в застой, как именно они оказываются на гребне очередной волны, готовой смести все на своем пути. Это как дрожжи, брошенные в тесто. Да, такие люди, как главный герой "Схизматрицы", не приносят счастья ближним, да и сами редко бывают счастливы в полном смысле этого слова, но человечество в целом едва ли сможет обойтись без них. Без тех, кому хватает смелости и безрассудства первыми сделать шаг в Неведомое.
Сколько их уже сгинуло на этом пути?.. Под действием обстоятельств Линдсею несколько раз приходится разрушать хрупкое равновесие, созданное его собственными усилиями, вдребезги разбивать свой небольшой уютный мирок - но именно благодаря этим жертвам человечеству в целом, "схизматрице", удается сохранить динамическое равновесие и не превратиться во что-то вроде эгоистичных ящероподобных инопланетян-Инвесторов, с трудом понимающих саму концепцию общественного развития.
И поэтому, наверное, справедливо, что именно Линдсей, человек, в течении всей своей жизни державшийся на шаг впереди всех остальных, первым переступает в финале ту призрачную грань, за которой реальностью становится бессмертие и, надо полагать, многое, многое другое...
Василий Владимирский